План
1. Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах.
2. Обслуживание учащихся профессионально-технических училищ.
3. Обслуживание студентов высших и средних специальных учебных заведений.
- Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривают дальнейшее развитие сети предприятий общественного питания в общеобразовательных школах и улучшение организации школьного питания.
Успешное решение этой проблемы является необходимым условием правильного физического развития учащихся всех возрастов, сохранения их здоровья, повышения работоспособности. В течение учебного дня продолжительностью 5—6 ч учащийся затрачивает около 600 ккал, т.е. более четверти энергозатрат в сутки. Предоставление школьникам горячего питания в течение учебного дня оказывает активное влияние на улучшение учебно-воспитательного процесса и повышение успеваемости.
Важнейшей задачей организации школьного питания является укрепление ее материально-технической базы. Доведение количества мест в школьных столовых до норматива (250 мест на 1000 учащихся) позволит обеспечить всех школьников горячими завтраками, а учащихся, посещающих группы продленного дня, и обедами.
|
|
Школьные столовые подразделяют на столовые-доготовочные, работающие на полуфабрикатах, и столовые-раздаточные, реализующие готовые горячие завтраки и обеды.
Столовые-доготовочные получают полуфабрикаты, а столовые-раздаточные — готовые блюда в функциональных емкостях и контейнерах с комбинатов школьного питания.
Каждый комбинат школьного питания данного региона ежедневно обеспечивает горячим питанием от 10 до 40 школ. Однако наибольшая эффективность и удобство в обслуживании достигаются при создании комбинатов школьного питания, включающих кулинарную фабрику и 50—80 школьных столовых-доготовочных.
В школьных столовых широко внедряют прогрессивные формы обслуживания: реализацию скомплектованных рационов питания с абонементной системой расчета, предварительное накрытие столов, буфеты саморасчета, организацию завтраков по классам, витаминные, молочные и чайные столы. Увеличению охвата школьников горячим питанием способствует установка в школьных столовых механизированных линий комплектации и раздачи пищи типа «Эффект».
При реализации скомплектованных рационов питания обеденные столы в зале устанавливают в виде прямоугольников, составленных из 3—5 столов на 12—50 мест. Столы заблаговременно сервируют посудой и приборами. За 5 мин до начала перемены дежурные старшеклассники по абонементам (талонам) получают скомплектованные обеды и завтраки, доставляют их на подносах или тележках в зал, ставят блюда на столы для всего класса. После приема пищи школьники относят использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставят ее на конвейер.
|
|
Реализация скомплектованных завтраков и обедов на механизированной линии «Эффект» является наиболее удобной формой обслуживания школьников. При этой форме обслуживания столы в зале устанавливаются в линию, перпендикулярно линии раздачи. На столы устанавливают вазочки с цветами и бумажными салфетками. Секционный накопитель механизированной линии вмещает 120 подносов, на каждом из которых находятся два завтрака, всего 240 завтраков, что соответствует количеству мест в зале.
Обслуживание через буфет ведется в школах, где отсутствуют столовые. В ассортименте буфета предусматривают холодные закуски, бутерброды, очищенные сырые овощи, соки, молоко и кисломолочные продукты, булочки и другие изделия без крема, горячие напитки, сладкие блюда (компоты, кисели), фрукты. Горячие блюда включают в меню буфета только при определенных условиях (наличие зала, соответствующего оборудования, помещения для мытья посуды). В буфете могут подготавливаться комплексные завтраки, а также продукция для столов саморасчета.
Обслуживание в классах производится в виде исключения, например, до организации столовой, и преимущественно для учащихся 1—3 классов, обязательно по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией. Завтраки и полдники в этих случаях должны состоять из несложных блюд, легко порционируемых и не требующих большого количества посуды. Доставляют питание в классы на лотках, в корзинах или на тележках. Парты на время приема пищи должны накрываться индивидуальными салфетками. Для хранения и отпуска расфасованных завтраков, а также для мытья посуды администрация школы должна выделять дополнительное помещение.
График (распорядок) работы школьной столовой устанавливается администрацией школы по согласованию с администрацией предприятия общественного питания. Обычно горячие завтраки учащиеся получают во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от распорядка занятий и вместимости столовой, а обеды — после занятий для групп с продленным учебным днем. Стоимость питания школьников оплачивают родители.
В школьных столовых организовано бесплатное и льготное питание учащихся, особенно из малообеспеченных семей; ослабленным детям в период их пребывания на продленном дне бесплатно выдают молоко. Льготное бесплатное питание осуществляется за счет муниципального бюджета. Порядок использования средств для бесплатного и льготного питания определяют родительские комитеты совместно с директорами школ.
С положительной стороны зарекомендовала себя применяемая в школьных столовых и буфетах абонементная система оплаты за питание. Эта система позволяет лучше учитывать количество питающихся, ускорить обслуживание и увеличить пропускную способность залов.
Администрация столовой (буфета) обязуется обеспечивать учащихся пищей и буфетной продукцией высокого качества по двухнедельному меню, осуществлять доставку продукции из базовых столовых или других предприятий общественного питания, проводить ежедневный контроль и бракераж блюд и изделий, обеспечить потребность в кухонном оборудовании, инвентаре, столовой посуде и спецодежде не только для сотрудников столовой (буфета), но и для дежурных и членов родительского комитета.
Администрация школы наряду с руководством предприятия общественного питания отвечает за организацию питания учащихся, предоставляя столовой бесплатно помещения, выделяя соответствующих дежурных из состава преподавателей, родительского комитета и учащихся-старшеклассников, разрабатывает график посещения столовой (буфета) группами учащихся, обеспечивает охрану товарно-материальных ценностей предприятия общественного питания.
|
|
- Обслуживание учащихся профессионально-технических училищ
Дальнейшее развитие системы профессионально-технического образования и повышение ее роли в подготовке квалифицированных кадров рабочих обусловливают необходимость правильной организации общественного питания учащихся профессионально-технических училищ. При определении объемов производства столовой и количества мест в залах для одной смены питающихся исходят из принятых норм: одной трети общего количества учащихся, т. е. на каждые 1000 учащихся — 330 мест.
Учащихся профессионально-технических училищ подразделяют, на две группы в зависимости от того, находятся они на полном рационе или получают в столовой училища двухразовое питание. Для учащихся, находящихся на полном рационе в столовых профтехучилищ, организуют трех- и четырехразовое питание на основе действующих суточных норм продуктов питания и расчетных денежных норм расходов на питание на одного учащегося в день.
В столовых профтехучилищ отпускают скомплектованные рационы питания (завтраки, обеды, ужины) с абонементной системой расчетов. Для разнообразия блюд по дням недели, а также для удобства контроля за полнотой реализации утвержденного набора продуктов на одного учащегося в день организуют питание на основе двухнедельного меню. Такое питание должно обеспечить потребность в установленном нормами количестве белков (в том числе животных), жиров (в том числе растительных), углеводов, витаминов, минеральных веществ. Физиологические нормы питания для учащихся ПТУ установлены с учетом физиологических особенностей их организма, возраста, характера труда (энергозатрат с учетом получения рабочей профессии).
|
|
Расчетная суточная калорийность рациона (3200 ккал) принята для компенсации энергозатрат учащимися в дни теоретических занятий. В период производственной практики средняя калорийность суточного рациона учащихся, обучающихся профессиям, связанным с повышенной интенсивностью и тяжестью труда, еще более возрастает. Так, в период практики для учащихся основной группы калорийность суточного рациона принимается равной 3600 ккал, а для ПТУ металлургического профиля — 3900—4000, для горных — 4000—5000 ккал и т. д.
В соответствии с требованиями рационального питания наиболее обоснованным в физиологическом отношении является четырехкратный прием пищи. Общая калорийность суточного рациона распределяется при этом таким образом: завтрак — 25%, обед — 30—35%, полдник — 15—20%, ужин — 25%. Длительность интервала между отдельными приемами пищи не должна превышать 4 ч.
Завтрак как первый прием пищи имеет важное значение для питания учащихся. Он должен содержать достаточное количество пищевых веществ (особенно белков), требующихся организму подростков. В меню завтрака включают мясное или рыбное блюдо с гарниром, разные каши, масло сливочное, блюда из овощей, творога, а также горячий напиток — чай, кофе.
Обед предназначается для компенсации основных затрат энергии учащегося во время занятий или производственной практики Обед состоит из трех-четырех блюд: закуски (салата, винегрета и т.п.), супа, второго (мясного или рыбного с гарниром), сладкого блюда или напитка.
Полдник дает возможность рациональнее использовать хлеб, крупу и другие растительные продукты, богатые белками. Полдник включает блюда, которые не требуют больших трудовых затрат на их приготовление: оладьи, стакан молока, кефира, сока, кофе или чая с бутербродом, булочкой, пирожком и др.
Ужин должен быть легким, не отягощающим во время сна желудок. На ужин лучше использовать разнообразные молочные и овощные блюда, а также блюда из круп, картофеля, овощей, творога и т. п.
Для разнообразия гарниров к мясным и рыбным блюдам необходимо предусматривать не менее 45% овощных гарниров (25% картофельных и 20% сложных). Крупяные гарниры составляют 40%, а макаронные—15%. Исходя из общего количества мясных и рыбных блюд на месяц (50 блюд) определяют количество гарниров в месяц: картофельных—12, сложных овощных — 11, крупяных — 20 и макаронных — 7.
Сладкие блюда в виде киселей, компотов, муссов и кремов включают в основном в обед. Однако, если обед достаточно калориен, то после него можно подать чай или кофе, а сладкое блюдо перенести в меню завтрака или ужина.
Учащиеся профессионально-технических училищ, состоящие на государственном обеспечении, получают бесплатное питание. Его оплачивает училище путем перечисления на расчетный счет столовой или треста столовых стоимости фактически отпущенных завтраков, обедов и ужинов.
Режим работы столовых при профтехучилищах устанавливают в соответствии с расписанием учебных занятий. Он согласовывается с администрацией училища и предусматривает создание максимальных удобств для питания учащихся.
В столовых при профессионально-технических училищах применяют следующие прогрессивные методы обслуживания: реализацию комплексных обедов на механизированных линиях «Поток», «Эффект».
- Обслуживание студентов высших и средних специальных учебных заведений
Питание студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений организуется как по месту учебы, так и в общежитиях. Общее количество мест на предприятиях общественного питания, расположенных на территории высшего учебного заведения, должно составлять 20% расчетного количества студентов, профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персона, в том числе:
Таблица 19
Тип предприятия общественного питания | Количество мест, % |
В столовых для студентов и обслуживающего персонала | |
В столовых для профессорско-преподавательского состава | |
В диетических столовых | |
В буфетах для студентов | |
В буфетах для профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала |
Столовые высших учебных заведений размещают в отдельных зданиях, соединенных с основными учебными корпусами отапливаемым переходом, или в здании учебного корпуса (общежития). Расстояние от столовых до учебно-производственных помещений не должно превышать 500 м.
Основной формой организации питания студентов вузов и учащихся техникумов является отпуск пиши в столовых-доготовочных и столовых-раздаточных, расположенных как в зданиях учебных корпусов, так и в общежитиях. В крупных учебных заведениях с численностью обучающихся более 5 тыс. человек может быть организован комбинат студенческого питания, включающий кафе, кафе-автоматы, кафетерии и буфеты, расположенные на отдельных этажах учебных корпусов, общежитий. Предусматривается также магазин-кулинария.
Порядок работы столовых, кафе, буфетов при институтах и техникумах устанавливается администрацией предприятия общественного питания совместно с администрацией учебного заведения. Предприятия общественного питания должны быть открыты за 30 мин до начала занятий первой смены и заканчивать работу через час после окончания занятий второй смены. Если в учебном заведении обучаются студенты вечернего отделения, то предприятия общественного питания должны работать до начала второго занятия на вечернем отделении.
Диетическое питание в вузах и техникумах организуют в диетических столовых или диетзалах. Диетические блюда могут отпускаться в общем зале с отдельной раздачи. Часть студентов и учащихся техникумов получает диетическое питание на льготных условиях по путевкам, которые выделяют за счет средств социального страхования.
Основной и перспективной формой обслуживания в студенческих столовых является реализация скомплектованных рационов питания по абонементам с помощью механизированных линий раздачи пищи.
В студенческих столовых применяют и такую форму обслуживания, как предварительное накрытие столов с накоплением обедов в тепловых шкафах. План размещения групп студентов в зале составляется администрацией и вывешивается в вестибюле. На каждом столе устанавливают указатель группы. Столы сервируют до прихода студентов и подают блюда, не требующие подогрева. После заполнения зала студентами официанты-раздатчики на передвижных стеллажах ввозят в зал и подают горячие блюда, одновременно собирая абонементные талоны. Внедрение питания по абонементам имеет большое значение. Приобретая абонементы на месяц, студенты имеют возможность рационально питаться, более правильно распределять свой бюджет, а предприятие — организовать четкое планирование работы производства. Студенты приобретают талоны в кассе столовой, профкоме, общежитии, бухгалтерии при получении стипендии. Их распространением занимаются кассиры, работники бухгалтерии столовой, профорги учебных групп.
Для быстрого обслуживания студентов во время коротких перерывов между занятиями целесообразно организовывать столы-буфеты, через которые реализуют холодные закуски, фрукты, овощи, бутерброды, напитки, кондитерские изделия. Рядом с каждым изделием на таком столе-буфете должны быть ценник, щипцы, лопатки, вилки, бумажные салфетки, запас чистой посуды и приборов. Стол может работать по принципу саморасчета. Буфеты такого типа можно оборудовать в залах столовых, отдельных помещениях, холлах и коридорах учебных корпусов.
Широко используют в студенческих столовых молочные, витаминные и чайные столы саморасчета.
Перспективным в высших и средних учебных заведениях является создание автоматизированных кафе и буфетов. Реализация продукции через автоматы позволяет намного сократить затраты времени на получение пищи и денежный расчет и тем самым обслужить большее количество студентов за сравнительно короткий перерыв между учебными занятиями, а также организовать питание студентов-вечерников.
Для реализации блюд посредством автоматов используют посуду одноразового пользования (бумажные стаканы, тарелки, а также посуду из фольги и пластмассы); можно использовать и обычную посуду. Предприятия оснащают автоматами для продажи бульонов, вторых блюд, бутербродов и холодных закусок, напитков, пирожков и кондитерских изделий, хлеба, газированной воды, а также для размена монет. В автоматизированных предприятиях должны быть следующие помещения: зал; цех доработки полуфабрикатов; моечные столовой и кухонной посуды; кладовые для продуктов; бытовые помещения; комната для сортировки и подсчета монет, жетонов. Площадь помещений для питающихся должна быть на 10—15 м2 больше, чем в обычных аналогичных предприятиях. Преподавателей вузов обслуживают в специально выделенных залах, применяя метод самообслуживания с последующим расчетом.
Формы и методы обслуживания в столовых при вузах и техникумах зависят от режима труда и отдыха преподавателей, студентов, интенсивности потока питающихся в течение дня, состояния материально-технической базы.
РАЗДЕЛ XI. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
Тема 23. Функции обслуживающего персонала
План
1. Права и обязанности менеджера зала (метрдотеля).
2. Требования к официанту.
3. Требования к бармену.
4. Требования к буфетчику сервис-бара.
5. Требования к кассиру.
6. Пути повышения эффективности использования персонала.
1. Права и обязанности менеджера зала (метрдотеля)
1. В своей работе руководствуется инструкциями и правилами, определяющими работу ресторана, Правилами внутреннего трудового распорядка, распоряжениями и указаниями директора и настоящей должностной Инструкцией.
2. Назначается на должность и освобождается от занимаемой должности директором ресторана.
3. Является организатором и распорядителем работы в залах ресторана. Ему подчиняются официанты, мойщицы-сборщицы посуды.
4. Должен иметь среднее специальное или высшее образование, опыт работы в предприятиях общественного питания, владеть одним из иностранных языков.
Менеджер зала ресторана обязан:
1. Своевременно обеспечивать подготовку залов ресторана к работе, для чего:
- проверить состояние оборудования и мебели торговых залов;
- осмотреть внешний вид обслуживающего персонала;
- провести расстановку официантов в залах с учетом их практических навыков и знаний;
- провести необходимый инструктаж официантов смены о порядке и формах обслуживания посетителей на текущий день;
- встречать посетителей ресторана, приглашать их к столу и в случае отсутствия в данный момент официантов принять заказ или поручить принять заказ другому официанту.
2. Знать план товарооборота по торговому залу и обеспечивать его выполнение.
3. Осуществлять контроль за соблюдением официантами правил
подачи блюд, напитков, качества обслуживания. Не допускать
злоупотребления посетителями спиртными напитками.
4. Оказывать практическую помощь в работе официантам, давать им необходимые рекомендации по обслуживанию посетителей.
5. Осуществлять контроль за правильностью расчетов с посетителями и своевременную сдачу гарантийных писем по безналичному расчету в бухгалтерию. Подписывать счета официантам.
6. Составлять меню для банкетов, предварительно согласовывая их с заведующим производством или его заместителем.
7. Проверять наличие блюд и напитков, включенных в меню, до конца рабочего дня.
8. Немедленно решать вопросы по возникающим конфликтным ситуациям в торговых залах. Заявления и пожелания посетителей по вопросам обслуживания доводить до сведения директора ресторана.
9. Принимать участие в организации работы по повышению деловой квалификации официантов. Постоянно проводить воспитательную работу с персоналом торговых залов, направленную на укрепление трудовой и производственной дисциплины, обеспечение высокой культуры обслуживания.
10. Хорошо знать должностные инструкции работников торговых залов.
11. Следить за соблюдением сотрудниками залов правил техники безопасности, санитарных норм и противопожарных мероприятий.
12. Ежедневно до начала и окончания работы подписывать кассовую ленту и проверять кассовые счетчики, участвовать в пересдаче смены кассиров и подписывать акт их передачи.
13. После закрытия ресторана проследить за сдачей официантами в кассу авансовых сумм и выручки за данный день, за сдачей в сервизную посуды и приборов, за своевременным уходом всего обслуживающего персонала.
14. Ежемесячно составлять график выхода на работу работников зала, вести табель учета отработанного времени.
Менеджер зала имеет право:
1. Принимать участие в подборе кадров для работы в торговых залах ресторана.
2. Отстранять от работы официантов, буфетчиц и других сотрудников торговых залов, одетых не по установленной форме и имеющих неопрятный вид.
3. Осуществлять контроль за отпуском и оформлением готовых блюд с производства, требовать замены некачественно приготовленных блюд.
4. Требовать от посетителей ресторана соблюдения установленных правил поведения в предприятиях общественного питания, не допускать в ресторан лиц в нетрезвом виде, загрязненной одежде, одетых в спортивные костюмы," пижамы, халаты и т. п.
5. Вносить предложения по улучшению организации работы; по улучшению условий труда сотрудников, их поощрению или наложению дисциплинарных взысканий.
Менеджер зала несет ответственность:
- за поведение персонала торговых залов, качество обслуживания посетителей в залах ресторана;
- за невыполнение своих обязанностей, перечисленных в настоящей должностной Инструкции, а также распоряжений директора ресторана;
- за бой посуды, порчу имущества ресторана, причиненные во время работы, за неправильное хранение и эксплуатацию материальных ценностей;
- за несоблюдение сотрудниками ресторана санитарных и противопожарных правил, правил техники безопасности и Правил внутреннего трудового распорядка ресторана.
- Требования к официанту
. Официант должен иметь профессиональную подготовку; знать и уметь применять на практике правила и технические приемы обслуживания потребителей, составлять меню для банкетов, знать:
• основные правила этикета, правила сервировки стола;
• знать виды и назначение столовой посуды, приборов, столового белья, применяемых при обслуживании потребителей;
• правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд;
• правила международного этикета;
• технику и специфику обслуживания иностранных потребителей;
• особенности приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных кухонь;
• особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов потребителей;
• характеристику блюд и напитков, уметь предложить их потребителю и предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания;
• в пределах разговорного минимума иностранный язык и профессиональную терминологию;
• правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
• формы расчетов с потребителями, в том числе с иностранной валютой и кредитными карточками;
• основы психологии и соблюдать при обслуживании принципы профессиональной этики.
В целях обеспечения безопасности потребителей при обслуживании официант обязан быть осторожным и внимательным при сервировке стола, транспортировании подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды: следить за состоянием пола в зале и около раздачи.
- Требования к бармену
Бармен должен иметь профессиональную подготовку и знать:
• основные правила этикета и технику обслуживания потребителей за барной стойкой и в зале;
• ассортимент, рецептуру, технологию приготовления, правила оформления и подачи алкогольных, слабоалкогольных коктейлей, напитков, а также закусок, блюд, кондитерских изделий;
• правила международного этикета, специфику и технику обслуживания иностранных потребителей;
• иностранный язык международного общения в пределах разговорного минимума;
• виды и назначение инвентаря, столовой посуды, приборов, оборудования, используемых при приготовлении и отпуске напитков и закусок;
• правила эксплуатации видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры, контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
• условия и сроки хранения кулинарной продукции и покупных товаров, температурные режимы подачи напитков и закусок;
• номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды.
Бариста - специалист по приготовлению и правильной подаче кофе. Эта профессия впервые появилась в Италии. Идеальный бариста должен уметь чувствовать как сам напиток, который он готовит, так и посетителя, для которого он это делает. Бариста должен быть коммуникабельным. Непринужденное общение и располагающая улыбка способны заметно улучшить восприятие вкусовых качеств кофе.
Бариста должен знать:
• историю кофе и его сортовой состав;
• правила работы с кофемолкой;
• особенности безопасной эксплуатации кофемашины;
• рецептуры, технологию приготовления и правила оценки качества различных видов кофе.
Бариста должен уметь:
• регулировать разные степени помола кофейных зерен в кофемолке (крупный, средний, тонкий);
• четко определять оптимальную температуру для приготовления кофе;
• взбивать пену нужной консистенции;
• правильно подбирать посуду для подачи того или иного напитка;
• составлять кофейную карту, включая в нее как классические рецепты, так и оригинальные, разработанные самим Бариста для создания фирменного стиля бара;
• владеть искусством создания рисунка на кофейной пене (латте-арт);
• обладать артистизмом, разыгрывая шоу, способное взбодрить посетителя.
- Требования к буфетчику сервис-бара
Буфетчик сервис-бара должен иметь профессиональную подготовку и знать:
• порядок обслуживания потребителей покупных товаров в строгом соответствии с нормами их выхода и отпуска;
• знать и выполнять правила эксплуатации торгово-технологического и холодильного оборудования для обеспечения безопасности потребителей в процессе обслуживания;
• ассортимент, рецептуру, технологию приготовления реализуемых блюд, закусок и напитков;
• правила нарезки продуктов, оформления и отпуска блюд, отдельных товаров;
• соблюдать товарное соседство, сроки и температурные режимы хранения блюд, полуфабрикатов, кулинарных изделий и покупных товаров.
• виды и назначение используемой посуды, приборов и инвентаря;
• способы, правила размещения и выкладки товаров на буфетных стойках и прилавках, режимы хранения продуктов в холодильных шкафах;
• краткую товароведно-технологическую и кулинарную характеристику реализуемых товаров и продукции;
• способы и правила упаковки товаров и продукции;
• правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, правила подсчета стоимости покупки и расчета с потребителями.
- Требования к кассиру
Обязанности:
• осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
• оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;
• ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу;
• сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.
Должен знать:
• постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведения кассовых операций;
• формы кассовых и банковских документов;
• правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;
• порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации; правила обеспечения их сохранности;
• порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;
• правила эксплуатации электронно-вычислительной техники; ' • основы организации труда;
• законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
- Пути повышения эффективности использования персонала
Использование персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников.
Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение Трудового кодекса Российской Федерации.
Система использования персонала в организации должна быть такой, чтобы работники могли обеспечивать наибольшую отдачу на своем рабочем месте.
Для выявления наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места, а также определения возможностей профессионального роста работников необходимо проведение профессиографического анализа путем составления личностно-деловых качеств человека и требований профессий.
Профессионально важные качества человека изучаются с помощью ознакомления с личными документами (личный листок по учету кадров с биографическими данными - резюме, документы об образовании и квалификации работника, трудовая книжка), путем личной беседы, анкетирования, тестирования.
Анкетирование позволяет получить информацию о профессиональных интересах человека. Тестирование включает набор знаний, в процессе решения которых выявлялись те или иные личностные и психологические качества работника: способности, уровень интеллекта, общительность, эмоциональность, уравновешенность и др.
Для правильного отбора работников на рабочие места или должности рекомендуется составлять профессиограммы, которые содержат критерии к качеству и функциональным способностям работников. Профессиограмма - набор требований к личностно-деловым качествам и способностям, предъявляемых к исполнителю должности или к предъявителю определенной профессии. Она служит основой для определения профессиональной пригодности различных категорий работников.
Чтобы построить профессиограмму, т.е. график, отражающий стандартные требования к исполнителю должности или представителю профессии, необходимо разработать требования к руководителю любого уровня.