Завершающим этапом в системе СОНТ является подсистема, реализующая две взаимосвязанные группы задач - организационную подготовку производства (ОПП) и освоение новой техники (ОНТ).
Главная цель ОПП - обеспечение полной готовности производства к выпуску новой продукции, установленных качества и количества. Подсистема ОПП включает четыре функциональных блока задач: плановые; обеспечивающие; проектные; задачи переходного периода.
1. Плановые (предпроизводственные) включают следующие этапы:
- разработка плана производства;
- установление календарно-плановых норм (КПН);
- определение потребности и загрузки оборудования и рабочих мест;
- построение планов-графиков работы производственных подразделений (цехов, участков и т.п.).
- движение материальных потоков и выпуска изделий;
2. Обеспечивающие содержат задачи материально-технической и социальной подготовки производства, обеспечения предприятия финансовыми, информационными и другими ресурсами.
Материально-техническая подготовка производства - это:
|
|
- составление перечней необходимого оборудования и оснастки;
- ведомостей покупных изделий, материалов и полуфабрикатов;
- оформление договоров с предприятиями - поставщиками материальных ресурсов;
- оформление заявок собственным вспомогательным цехам на специальную оснастку и инструмент.
Социальная подготовка предусматривает:
- подготовку и переподготовку кадров;
- осуществление мероприятий по обеспечению необходимых условий труда;
3. Проектные задачи включают в себя специальные инженерно-технические мероприятия, связанные с необходимой реконструкцией производства, созданием новых участков, линий и т.п.
4. Задачи переходного периода включают:
- пооперационную отработку серийной технологии;
- развертывание выпуска новой продукции до заданных объемов;
- свертывание выпуска старой продукции.
Освоение серийного производства нового изделия осуществляется либо на вновь созданных, либо на действующих площадях. В машино- и приборостроении практикуют три метода перехода: последовательный, параллельный, параллельно-последовательный.
Последовательный метод предусматривает освоение новой продукции
после окончания выпуска снимаемой с производства. Производится остановка всех или части перестраиваемых цехов (участков), осуществляется перепланировка, замена оборудования и т.п. Метод сопряжен с повышенными экономическими потерями. Целесообразен при высокой степени преемственности процессов изготовления изделий.
При параллельном методе выпуск новых изделий начинается одновременно с выпуском снимаемых изделий. Новое изделие осваивается либо на имеющихся резервных площадях и оборудовании (временно используемых), либо на новых, превращающихся в основные производственные подразделения. При этом освобождающиеся мощности могут быть использованы для освоения новой продукции следующей очереди.
|
|
Параллельно-последовательный метод предусматривает поэтапное
освоение отдельных деталей и блоков, оснащение ими старых изделий, переход по существу на производство модифицированной модели. Этот метод наиболее целесообразен, так как освоение связано с минимальными затратами дополнительных ресурсов. В целом выбор метода освоения зависит от конкретных условий производства.
При параллельно-последовательном методе перехода (рис. 7.13) на предприятии создаются дополнительные мощности, на которых начинается
освоение нового изделия. Отрабатываются технологические процессы,
проводится квалификационная подготовка персонала, организуется выпуск первых партий новой продукции. В этот начальный период освоения в основном производстве продолжается выпуск изделий, подлежащих замене. После завершения начального периода освоения происходит кратковременная остановка как в основном производстве, так и на дополнительных участках, в течение которой осуществляется перепланировка оборудования: оборудование дополнительных участков передается в цехи основного производства. По завершении этих работ в основном производстве организуется выпуск новой продукции.
Параллельно-последовательный метод широко применяется в условиях
массового производства при освоении новой продукции, существенно отличающейся по конструкции от снимаемой. Недостатком этого метода являются очевидные потери в суммарном выпуске продукции за время остановки производства и в начале последующего периода освоения нового изделия в цехах. Кроме того, требуются дополнительные площади для организации временных участков. Однако проведение начального этапа освоения на дополнительных участках позволяет обеспечить высокие темпы нарастания выпуска нового изделия.
Особенностями периода ОНТ являются:
- значительный объем работ по корректировке и доводке конструкторской и технологической документаций, а также технологической оснастки;
- превышение запланированных сроков и затрат на освоение;
- недогрузка части оборудования в процессе освоения;
- необходимость полной или частичной перестройки производственной структуры подразделений (цехов, участков и т.п.);
- необходимость привлечения к освоению работников высокой квалификации;
- необходимость адаптации к особенностям нового изделия;
- последовательное снижение удельного расхода материалов и трудовых затрат по мере освоения.
В целом эффективность процесса освоения зависит от уровня организации всех подсистем системы СОНТ.