double arrow

Организация освоения производства новой техники

Завершающим этапом в системе СОНТ является подсистема, реализующая две взаимосвязанные группы задач - организационную подготовку производства (ОПП) и освоение новой техники (ОНТ).

Главная цель ОПП - обеспечение полной готовности производства к выпуску новой продукции, установленных качества и количества. Подсистема ОПП включает четыре функциональных блока задач: плановые; обеспечивающие; проектные; задачи переходного периода.

1. Плановые (предпроизводственные) включают следующие этапы:

- разработка плана производства;

- установление календарно-плановых норм (КПН);

- определение потребности и загрузки оборудования и рабочих мест;

- построение планов-графиков работы производственных подразделений (цехов, участков и т.п.).

- движение материальных потоков и выпуска изделий;

2. Обеспечивающие содержат задачи материально-технической и социальной подготовки производства, обеспечения предприятия финансовыми, информационными и другими ресурсами.

Материально-техническая подготовка производства - это:

- составление перечней необходимого оборудования и оснастки;

- ведомостей покупных изделий, материалов и полуфабрикатов;

- оформление договоров с предприятиями - поставщиками материальных ресурсов;

- оформление заявок собственным вспомогательным цехам на специальную оснастку и инструмент.

Социальная подготовка предусматривает:

- подготовку и переподготовку кадров;

- осуществление мероприятий по обеспечению необходимых условий труда;

3. Проектные задачи включают в себя специальные инженерно-технические мероприятия, связанные с необходимой реконструкцией производства, созданием новых участков, линий и т.п.

4. Задачи переходного периода включают:

- пооперационную отработку серийной технологии;

- развертывание выпуска новой продукции до заданных объемов;

- свертывание выпуска старой продукции.

Освоение серийного производства нового изделия осуществляется либо на вновь созданных, либо на действующих площадях. В машино- и приборостроении практикуют три метода перехода: последовательный, параллельный, параллельно-последовательный.

Последовательный метод предусматривает освоение новой продукции

после окончания выпуска снимаемой с производства. Производится остановка всех или части перестраиваемых цехов (участков), осуществляется перепланировка, замена оборудования и т.п. Метод сопряжен с повышенными экономическими потерями. Целесообразен при высокой степени преемственности процессов изготовления изделий.

При параллельном методе выпуск новых изделий начинается одновременно с выпуском снимаемых изделий. Новое изделие осваивается либо на имеющихся резервных площадях и оборудовании (временно используемых), либо на новых, превращающихся в основные производственные подразделения. При этом освобождающиеся мощности могут быть использованы для освоения новой продукции следующей очереди.

Параллельно-последовательный метод предусматривает поэтапное

освоение отдельных деталей и блоков, оснащение ими старых изделий, переход по существу на производство модифицированной модели. Этот метод наиболее целесообразен, так как освоение связано с минимальными затратами дополнительных ресурсов. В целом выбор метода освоения зависит от конкретных условий производства.

При параллельно-последовательном методе перехода (рис. 7.13) на предприятии создаются дополнительные мощности, на которых начинается

освоение нового изделия. Отрабатываются технологические процессы,

проводится квалификационная подготовка персонала, организуется выпуск первых партий новой продукции. В этот начальный период освоения в основном производстве продолжается выпуск изделий, подлежащих замене. После завершения начального периода освоения происходит кратковременная остановка как в основном производстве, так и на дополнительных участках, в течение которой осуществляется перепланировка оборудования: оборудование дополнительных участков передается в цехи основного производства. По завершении этих работ в основном производстве организуется выпуск новой продукции.

Параллельно-последовательный метод широко применяется в условиях

массового производства при освоении новой продукции, существенно отличающейся по конструкции от снимаемой. Недостатком этого метода являются очевидные потери в суммарном выпуске продукции за время остановки производства и в начале последующего периода освоения нового изделия в цехах. Кроме того, требуются дополнительные площади для организации временных участков. Однако проведение начального этапа освоения на дополнительных участках позволяет обеспечить высокие темпы нарастания выпуска нового изделия.

Особенностями периода ОНТ являются:

- значительный объем работ по корректировке и доводке конструкторской и технологической документаций, а также технологической оснастки;

- превышение запланированных сроков и затрат на освоение;

- недогрузка части оборудования в процессе освоения;

- необходимость полной или частичной перестройки производственной структуры подразделений (цехов, участков и т.п.);

- необходимость привлечения к освоению работников высокой квалификации;

- необходимость адаптации к особенностям нового изделия;

- последовательное снижение удельного расхода материалов и трудовых затрат по мере освоения.

В целом эффективность процесса освоения зависит от уровня организации всех подсистем системы СОНТ.


Сейчас читают про: