Самооценка и бенчмаркинг на базе премий

Модели и критерии премий качества

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМИИ КАЧЕСТВА И ИХ РОЛЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ БЕНЧМАРКИНГА

ЛЕКЦИЯ

Премии качества, их критерии и модели относятся к современным методам управления. Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой национальной политики в области качества. Премии качества вышли за рамки обычных конкурсов и рассматриваются как инструмент управления и совершенствования бизнеса

Как правило, модель - это набор оценочных критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой.

Содержание критериев и принципы построения модели той или иной премии - это философия бизнеса организаций, участвующих в конкурсе или использующих модель премии как инструмент управления и совершенствования.

Построение системы управления на базе модели премии предполагает стремление максимально соответствовать ее критериям. Для того чтобы процесс совершенствования был представлен более наглядно, каждый критерий имеет числовое выражение и весовое содержание в общей организационной оценке (составляющей, как правило, 1000 баллов). Например, критерий лидерства составляет соответственно: премия Болдриджа и Японская премия качества - 120 баллов (12%), Европейская и Российская премии - 100 баллов (10%). Больший или меньший вес в общей оценке свидетельствует о важности критерия для системы управления, по мнению разработчиков модели.

Одна из основных целей не только победителей, но и всех участников конкурса - освоение метода самооценки организации на соответствие критериям премии. И даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она ни находилась - может применять модель премии для самооценки. Это позволит систематизировать и структурировать систему управления, проанализировать бизнес-процесс и выявить области для первоочередных улучшений.

Постоянная самооценка позволяет проследить динамику улучшений и привить идеологию постоянного совершенствования в организации. Самооценка по критериям премии - это прежде всего возможность взглянуть на собственное предприятие со стороны, проанализировать свою деятельность и сравнить ее оценку с той, которую получили победители конкурсов. Благодаря этому становится очевидным, что именно нужно развивать и совершенствовать, чтобы ликвидировать или же сократить свое отставание от лидеров.

В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.

Проведённая самооценка предприятия и сопоставление с лидерами отрасли – зачастую является причиной проведения процесса бенчмаркинга на предприятии. Компании-лауреаты конкурсов на соискание премий качества получают национальное признание, а их бизнес-процессы становятся эталонными и рассматриваются другими компаниями в качестве объектов для проведения бенчмаркинга. Многие компании обращают внимание на бенчмаркинг именно благодаря премиям качества. Эталонное сопоставление с ведущими организациями в рамках, определенных концепцией и критериями той или иной модели, может стать отличной стратегией непрерывного совершенствования, поэтому бенчмаркинг становится неотъемлемой частью премий качества. Термин "эталонные значения" был введен в "Руководство" премии Болдриджа в 1991 г. Европейская премия качества проповедует бенчмаркинг с 1992 г. Одна из целей учреждения Японской премии качества - сделать японские компании более открытыми для сотрудничества как внутри страны, так и в международном масштабе, в первую очередь посредством бенчмаркинга.

Показательным примером развития бенчмаркинга под эгидой премии в области качества является опыт Европейского фонда управления качеством. Эта организация ставит перед собой задачи помогать организациям Европы в изучении и применении метода бенчмаркинга, а именно:

· систематизировать собственный подход к бенчмаркингу;

· обмениваться знаниями и опытом;

· узнавать лучшие подходы к решению проблем управления внутри своей отрасли и за ее пределами;

· развивать обмен информацией и общение через глобальную сеть.

Сформулируем преимущества, которые получают компании, участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.

Участие в конкурсе на соискание премии качества:

1. победа в конкурсе - это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей;

2. бизнес-партнеры и все заинтересованные стороны получают подтверждение высокого качества работы и надежности организации;

3. производится независимая экспертная оценка эффективности системы управления, и определяются области, где необходимы первоочередные улучшения;

4. участие в конкурсе формирует имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.

Использование премии качества как инструмента управления:

1. модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании;

2. создается эффективная система управления на принципах постоянного совершенствования;

3. систематизируются все действия по улучшению качества;

4. в основе изменений лежит самосовершенствование; динамика улучшений в компании измеряется путем самооценки;

5. результаты оценки организации по критериям премий сравниваются с эталонными и результатами конкурентов;

6. постоянно ведется поиск лучших бизнес-решений - он является катализатором вовлечения компании в процесс бенчмаркинга;

7. повышаются производительность и конкурентоспособность компаний на внутреннем и мировом рынках, и, как следствие, развивается национальная экономика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: