Критерии принятия управленческих решений

Руководителю предприятия приходится принимать множество самых разнообразных решений по управлению затратами. Безусловно, в значительной мере специфика принимаемых решений определяется особенностями конкретного предприятия, его технологий, организационной структуры, положения на рынке. Но существуют и стандартные решения, которые на практике приходится принимать каждому руководителю:

· решения об объеме и структуре выпуска;

· выбор между собственным производством и закупкой на стороне;

· решения об установлении цен на выпускаемую продукцию.

Рассмотрим критерии принятия таких решений.

Для принятия решений об объеме и структуре выпуска необходимо знать узкие места производства и сбыта:

· недостаточный спрос на определенные виды продукции;

· оборудование, мощность которого ниже, чем у других видов оборудования;

· дефицитные материалы;

· дефицитные рабочие специальности и др.

Критерии принятия решений об объеме и структуре выпуска в зависимости от наличия узких мест представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2.

Критерии принятия решений об объеме и структуре выпуска

Наличие узких мест Критерии принятия решений Описание критерия принятия решений
Без узких мест Удельная маржинальная прибыль Производство осуществляется в порядке убывания удельной маржинальной прибыли: МПуд = Ц – Зпер.уд.
Одно узкое место Удельная маржинальная прибыль на единицу узкого места Производство осуществляется в порядке убывания удельной маржинальной прибыли на единицу узкого места: МПудj = (Цj – Зпер.уд.j)/Oj Oj – объем потребления узкого места на единицу j-й продукции.
Множество узких мест максимизация маржинальной прибыли предприятия Задача линейного программирования: МПоб = ∑(Цj – Зперj)*Vпрj → max Оi=∑Oij*Vпрj; (I, …,n) V≥Vпрj (j = 1, …, m) Vпрj ≥ 0 О – имеющийся в наличии объем i-го узкого места. V – объем спроса на продукцию на продукцию типа j.

При выборе между собственным производством товаров, работ, услуг и закупкой на стороне также следует учитывать наличие или отсутствие узких мест. Если мощности предприятия недогружены, необходимо сравнивать затраты на приобретение с дополнительными затратами, которые возникают в результате самостоятельного производства. Если в результате собственного производства возникает одно узкое место, к затратам необходимо прибавить упущенную выгоду – маржинальную прибыль, от которой приходится отказаться из-за возникновения узкого места.

Если имеется большое количество узких мест, решение можно получить лишь при использовании аппарата линейного программирования.

Критерии выбора между собственным производством и закупкой на стороне представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3.

Критерии выбора между собственным производством и закупкой на стороне

Наличие узких мест Критерии принятия решений Описание критерия принятия решений
Без узких мест (недогрузка) Переменная себестоимость плюс дополнительные постоянные и переменные (т.е. релевантные) затраты Самостоятельно производятся те виды продукции, затраты которых меньше стоимости их покупки: Зпер.уд. +∆Зпер.уд. + ∆Зпост/Vпр< Цприобретения
Одно узкое место (полная загрузка) Релевантные для принятия решения затраты на единицу продукции плюс упущенная маржинальная прибыль от исключенных из программы продуктов Зпер.уд. +∆Зпер.уд. + ∆Зпост/Vпр + Vпр *(Цi – Зперi)/Vпрi < Цприобретения i – индекс отменяемых продуктов
Множество узких мест (полная загрузка) Упущенная выгода релевантные затраты Зпер.уд. +∆Зпер.уд. + ∆ЗпостVпр + ∑Vумj * (Цi – Зперi)/Vумji < Цприобретения* i – индекс отменяемых продуктов j – индекс узкого места Vум – объем узкого места необходимый для производства единицы продукции

* - данная формула используется если узкие места приходятся на различные виды продукции, в том случае ели узкие места приходятся на один вид продукции, то в расчет принимается упущенная выгода по тому узкому месту, на которое приходится максимальное количество отменяемых изделий данного вида

В процессе принятия решений о цене на реализуемую продукцию менеджеру нельзя забывать, что в рыночных условиях цена на продукцию устанавливается в зависимости от спроса и предложения: из-за давления конкурентов зачастую предприятие не в силах диктовать свои условия покупателю. Поэтому предприятие должно знать, какова минимальная цена, по которой оно еще может позволить себе производить и продавать соответствующую продукцию.

Минимальная цена зависит от следующих факторов:

· вида сделки (традиционный ассортимент или дополнительный контракт);

· загрузки мощностей.

Критерии принятия решений о минимальной цене, представлены в таблице 4.4.

Таблица 4.4.

Критерии принятия решений о минимальной цене

Вид сделки Загрузка мощностей Критерий принятия решений
Традиционный ассортимент Недогрузка или полная загрузка Минимальная цена равна совокупным затратам на единицу продукции: Цmin = Зпер.уд. + Зпост. / Vпр
Дополнительный контракт Недогрузка без узких мест Переменные затраты, дополнительные переменные и постоянные затраты единицы продукции: Цmin = Зпер.уд. + ∆Зпер.уд. + ∆Зпост/Vпр
Дополнительный контракт Полная загрузка с одним узким местом Релевантные затраты с учетом упущенной выгоды: Цmin = Зпер.уд. +∆Зпер.уд. + ∆Зпост/Vпр + Vум * (Цi – Зперi)/Vумi Vумi – объем потребления узкого места на единицу исключенного продукта i-го вида Vум – потребление узкого места на единицу дополнительного контракта
Дополнительный контракт Полная загрузка с множеством узких мест Релевантные затраты с учетом упущенной выгоды по нескольким узким местам: Цmin = Зпер.уд. +∆Зпер.уд. + ∆Зпост/Vпр + ∑Vумj * (Цi – Зперi)/Vумji *

Примеры:

№1 Предприятие производит калькуляторы и продает их по цене 200 руб. Затраты на их производство следующие:

прямые материальные затраты – 40 руб.

прямая заработная плата – 60 руб.

переменные накладные затраты – 20 руб.

постоянные накладные затраты – 50 руб.

коммерческие переменные затраты – 10 руб.

коммерческие постоянные затраты – 5 руб.

Производственные мощности предприятия 15000 калькуляторов, фактический объем производства 10000 шт. Предприятие получило предложение заключить контракт на производство на производство дополнительной партии в 1000 калькуляторов по цене 170 руб. Решить принимать ли заказ.

Данная ситуация подходит под условия дополнительной сделки и свободных производственных мощностей, следовательно критерий принятия решения - Цmin = Зпер.уд. + ∆Зпер.уд. + ∆Зпост/Vпр.

Так как дополнительных переменных и постоянных затрат, связанных именно с выполнением данного контракта нет, то

Цmin = 40 + 60 +20 +10 = 130 р.

Так как предлагаемая цена выше минимальной, то данный контракт целесообразно принять.

№2 На предприятии производится два вида продукции А и В. Рассматривается контракт на изготовление продукции С. Данные по этим видам продукции представлены в следующей таблице.

Показатель Продукция А Продукция В Продукция С
Материал Х (кг.) 0,3 - 0,5
Материал Y (кг.) - 0,8 0,3
Время обработки на оборудовании К (маш.-час) -   0,2
Время обработки на оборудовании N (маш.-час)   - 0,5
Переменные затраты (руб.)      
Объем производства (шт.)      
Цена (руб.)     Предлагаемая

В настоящее время производственные мощности предприятия загружены полностью и нет возможности пополнить запас материалов X и Y, который полностью соответствует производству продукции А и В. Найти минимальную цен на продукцию С и решить принимать ли заказ.

Случай описанный задаче подходит под вид сделки – дополнительный контракт с несколькими узкими местами, поэтому критерием принятия данного решения являются релевантные затраты с учетом упущенной выгоды по нескольким узким местам.

Релевантные затраты по контракту = Переменным затратам = 70 руб.

Узкие места приходятся на продукцию А и В, но при этом на каждый вид продукции приходится по два узких места, поэтому в расчет будем принимать упущенную выгоду по тому узкому месту, на которое приходится максимальное количество отменяемой продукции.

Продукция А

Отменяемый объем продукции по определенному узкому месту – О.О.

О.О. мат. х = 0,5*50/0,3=834 изд.

О.О. обор.n = 0,5*500/2 =125 изд.

Максимальное отменяемый объем продукции А приходится на материал Х, поэтому упущенную выгоду будем считать по нему.

Продукция В

О.О. мат.y = 0,3*500/0,8 = 188 изд.

О.О. обор. к = 0,2*500/1 = 100 изд.

Максимальное отменяемый объем продукции В приходится на материал Y, поэтому упущенную выгоду будем считать по нему.

Уп. выгода А = 30/0,3*0,5 = 50 руб.

Уп. выгода В = 50/0,8 * 0,3 = 18,75 руб.

Цmin = 70 +50+18.75 = 138.75 руб.

Так как предлагаемая цена (140 руб.) выше минимальной то заказ принять выгодно.

Таким образом, к наиболее типичным управленческим решениям относятся решения об объеме и структуре выпуска, выборе между собственным производством и закупкой на стороне, решения об установлении цен на выпускаемую продукцию. На критерии принятия данных решений влияет отсутствие или наличие одного или нескольких узких мест.

• • •

Операционный анализ базируется на исследовании зависимости затрат и объема производства, он оказывает существенную помощь в принятии управленческих решений в области ценообразования, планирования прибыли. Такой анализ позволяет установить точку безубыточности, при превышении которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Следует помнить, что в основе анализа лежат определенные допущения, и нужно непременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Помимо точки безубыточности при принятии решений важное значение имеют такие показатели как маржинальная прибыль, норма маржинальной прибыли, запас финансовой прочности и операционный рычаг.

Контрольные вопросы, тесты:

1. В чем сущность и практическое значение анализа безубыточности?

2. Какие ключевые показатели применяются в операционном анализе?

3. В чем состоит разница между прибылью и маржинальной прибылью предприятия?

4. Какие допущения лежат в основе операционного анализа?

5. Дайте определение «точки безубыточности».

6. Какие методы определения точки безубыточности вы знаете?

7. В чем заключается эффект операционного рычага и что влияет на изменение этого показателя?

8. Что показывает норма маржинальной прибыли?

9. Что такое запас финансовой прочности, как на него влияет рост объема производства продукции?

10. Компания продает только один продукт по цене 50 руб. за единицу. Переменные затраты составляют 60 % от продажной цены и постоянные затраты – 6000 руб. в месяц. Управление предприятием решило снизить продажную цену до 45 руб. за единицу с целью увеличения объема продаж. При этом переменные производственные и постоянные расходы не изменяются. При текущей продажной цене 50 руб. за единицу, маржинальный доход в % к выручке составит:

А) 60 %

Б) 40 %

В) 67 %

Г) 150 %

11. При текущей цене 50 руб. за единицу точка безубыточности в стоимостном выражении составит:

А) 300 руб.

Б) 10000 руб.

В) 15000 руб.

Г) 9000 руб.

12. При текущей цене 50 руб. за единицу какой объем продаж в месяц требуется, чтобы операционная прибыль составила 2500 руб. в месяц?

А) 21250 руб.

Б) 17500 руб.

В) 14167 руб.

Г) 8500 руб.

13. При пониженной цене 45 руб. за единицу, отношение маржинального дохода к выручке (округлите если необходимо):

А) 55,6 %

Б) 44,4 %

В) 33,3 %

Г) 40 %

14. При пониженной цене 45 руб. за единицу какой будет точка безубыточности?

А) 13500 руб.

Б) 10800 руб.

В) 15000 руб.

Г) 18000 руб.

15. Как влияет увеличение объема производства на величину точки безубыточности:

А) увеличивает

Б) не изменяет

В) сокращает

16. Маржинальная прибыль необходима в первую очередь для покрытия:

А) постоянных затрат

Б) производственных затрат

В) смешанных затрат

Г) прибыли

17. Как повлияет на запас финансовой прочности рост объема производства:

А) увеличивает

Б) никак

В) снижает

18. Если Маржинальная Прибыль = Постоянным затратам, каков результат деятельности предприятия?

А) убытки

Б) равен 0

В) прибыль

19. Как влияет увеличение объема производства на удельную маржинальную прибыль?

А) увеличивает

Б) не влияет

В) уменьшает

20. Как влияет увеличение объема производства на норму маржинальной прибыли?

А) увеличивает

Б) не влияет

В) уменьшает

21. Чему равна маржинальная прибыль в точке безубыточности:

А) переменным затратам

Б) постоянным затратам

В) совокупным затратам

22. Прибыль в точке безубыточности:

А) меньше 0

Б) равно 0

В) больше 0

23. Маржинальная прибыль у нормально функционирующего предприятия за один и тот же период времени:

А) обычно выше прибыли от реализации продукции

Б) как правило, ниже прибыли от продаж

В) должна быть равна прибыли от реализации продукции



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: