Европейская культура конца XIX столетия

Ключевым термином, который используют для характеристики этого периода является декаданс (от фр. Упадок). Традиционно считается что декаданс это период кризиса европейского искусства, который выразился в отказе от познания объективных закономерностей и выражался в крайний формах индивидуального восприятия мира. Представители этой культуры – декаденты – отрицали объективность художественных форм и призывали к уничтожению искусств. Это традиционная точка зрения, но не единственная.

Другой взгляд – декаданс – это не кризис искусства, а искусство в условиях социального кризиса. В условиях социального кризиса искусство выбирало крайние формы протеста. «Больной художник это дитя больного мира». Уход в себя это неприятие социальной несправедливости.

Скорее всего, декаданс, это оценочное понятие, а не научный термин с объективным содержанием. В конце XIX века европейские художники бунтовали против буржуазно-массовых культур, против ханжеской этики. Европейское искусство развивалось по двум направлениям. Одно из них – стремление к предельной утонченности художественной техники. Другое – было связано с интересом к подсознательному миру человека. Символом-архетипом. С европейским декадансом связан такой важный культурный феномен как саморазоблачение художника. Показывая собственное несовершенство, художник изобличал несовершенство всего мира. Русским декадентом можно вполне считать Льва Толстого.

По мнению Ницше, истинный декадент заставляет смотреть на свою испорченность как на прогресс. Ницше также оценивал упадок европейской культуре.

Последним романтиком и первым декадентом считали Шарля Бодлера. Бодлер происходил из аристократической семьи, но рано потерял отца. Его отчимом стал наполеоновский генерал Апик. Юноша не принял нового отца и порвал с семьей. Его первые литературные публикации не принесли ему популярности, зато он зарекомендовал себя как бунтарь и революционер. Кода он получил кресло редактора в одной из респектабельных французских газет, его первыми редакторскими статьями были панегирики в адрес Марата и Робеспьера. В этот же день его и сняли с поста редактора. Бодлер пробовал себя как литературный критик и пропогандировал во Франции новейшие достижения европейской литературы. В частности благодаря Бодлеру во Франции приобрел популярность Эдгар Алан По. Популярность пришла к Бодлеру после опубликования сборника стихов «Цветы зла». Этот сборник был посвящен самым неприглядным сторонам городской жизни. Сборник вызвал большой скандал и он едва не попал в тюрьму. Именно Бодлер последовательно разрабатывал концепцию «дендизма». Изначально концепцию дендизма развивал Оскар Уайльд. Бодлер считал, что отличительными свойствами истинного денди является артистизм, пренебрежение к материальным ценностям, беспощадность к самому себе. Бодлер подчеркивал, что истинный декадент удивляет других и ничему не удивляется сам. «По ту сторону добра и зла». Тем не менее, в своих эксцентрических выходках он не разменял свою личность на декадентскую браваду.

В конце XIX века во Франции появилось новое поколение поэтов, которые до конца развивали декадентскую эстетику. Представителей этого направления называли «Проклятые поэты». Одним из представителей был Поль Верлен. Скандалист и пьяница. В 1884г он написал литературный очерк «Проклятые поэты». В этом очерке он создал психологические портреты своих современников. В стихах и поэзии Бодлера нет никакой экспрессии, в них практически ничего не происходит. Наиболее знаменитым сборником Верлена являются «Песни без слов». Его поэзия сравнима с живописью импрессионистов, для которых цвет важнее формы, оттенок важнее цвета, освещенность важнее оттенка, а душевное состояние важнее освещенности. Для Верлена звучание слова важнее смысла и оттенки звучаний передавали состояния души. По мнению Верлена поэтическое слово не должно иметь контуров, оно должно мерцать. Очень важна связь Верлена с Артуром Рембо. Рембо рос в многодетной семье и очень рано потерял отца. В нем рано проснулся литературный талант. К 18ти годам он написал все, что составило его мировую славу. После этого отправился путешествовать и ничего не писал.

В творчестве А. Рембо показана жизнь городского дна без каких-либо прикрас. В художественной жизни Европы конца XIX века новым направлением стала живопись художников-импрессионистов. Лидером классиков-импрессионистов был Клод Моне, а Эдуард Мане …. Его самая знаменитая картина «Завтрак на траве». Новую живописную технику развивал Клод Моне. В его полотнах материальный мир растворялся в воздухе. Он стремился растворить даже контуры предметов. Именно импрессионисты провозгласили главной основой нового искусства живопись с натуры (плэнэр). Художники-импрессионисты периодически проводили свои коллективные выставки, которые назывались Солоны. Городской пейзаж занимает важное место в их творчестве. Особое внимание они уделяли жанровым сценам в самом широком тематическом диапазоне. Если попытаться определить суть этого направления, то для импрессионистов ощущение важнее конкретной художественной формы.

28. 03.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: