Концепции культуры начала XX века

Культурная концепция футуризма. Футуризм от латинского futurum. Это одно из авангардистских течений, кт наибольшее распространение получило в Италии и в России. Футуризм проявил себя во всех областях художественного творчества, это и литература, музыка, театр, пространственное искусство. Футуризм провозглашал полный разрыв с существующей культурной традицией. Футуристы жаждали создать эстетику новой урбанистической цивилизации. Футуристы считали, что человек должен ощущать импульс новой технизированной цивилизации у которой неукротимый порыв. Не случайно футуристы делали ставку на культ силы. Идеологом итальянского футуризма был Филиппо Томмазо Маринетти. (1876-1944). В 1909 году 20 февраля вышел первый манифест футуризма. Футуристы считали, что новая культура будет существовать как непрерывное самоотрицание. Каждое поколение будет создавать собственную культуру, не похожую на предыдущую. В одном из своих манифестов Маринетти рассуждал, что «придут молодые и сильные и выбросят нас на свалку.» Футуризм как идейное течение ориентировался на особенности социально-экономического развития Италии. Футуристов волновали вопросы внешней политики и они были сторонниками вступления Италии в первую мировую войну. Уже в 1911 году во время Ливийской войны Маринетти публикует свои военные дневники под странным названием «Занг тум тум». Он был увлечен идеей стенографии звуков и хотел отменить современную орфографию. Его военные дневники стали продолжением его манифестов. По-прежнему для него актуальным остается лозунг о том, что война единственная гигиена мира и только она расчистит пространство для новой культуры. Маринетти рассматривал манифесты как новую форму искусства. Искусства агрессивного, оторванного от традиций. Весной 1919года в Милане Муссолини и Маринетти создали первые фашистские отряды, костяк этих отрядов составили футуристы. Их программные заявления были использованы для разработки фашистских программ. Союз Маринетти и Муссолини оказался недолговечным. Потому что Маринетти никогда не стремился к власти политической, его привлекала власть интеллектуальная. Футуризм не стал официальным искусством фашистской Италии. Маринетти не простил Муссолини компромисс с Ватиканом и монархией. Тем не менее, Маринетти был признан академиком. Одной из центральных тем итальянских футуристов был культ машин и новую эстетику они искали в промышленном производстве. Первый манифест 1909, организационно оформился в 1915, окончил свое существование во время миланской весны, с первых фашистских отрядов.

В России футуризм не оформился как движение с общей программой и стратегией действий. Если в Италии футуризм был связан с группой Маринетти, то русский футуризм включал в себя большое количество поэтических и художественных групп. Парадоксально, но манифесты русских футуристов не столько объединяли участников движения, сколько утверждали их противоборство. В феврале 1913 года в СПб вышел документ «Грамота интуитивной ассоциации эгофутуризма». А в Москве была распечатана листовка под названием «Пощечина общественному вкусу». Эти и последующие публичные заявления обозначили позицию представителей русского футуризма. Наиболее видными представителями были В. Маяковский и Велемир (Виктор) Хлебников. Русские футуристы были ориентированы на архаический миф. Выступая против буржуазной культуры они предлагали вернуться к языческим истокам, к родникам культуры. Поэтому не случайно Маяковский и Хлебников интересовались исследовательской работой Русской Мифологической Школы. В Росии мифологическую школу представляли: собиратель фольклора и сказок Афанасьев и Даль. Даль считал, что главное богатство русского языка составляет его развитая корневая система. Он позволяет отказаться от любых иноязычных заимствований и создавать собственные новые понятия и термины. Он предлагал отменить термин атмосферы – мироколица, пенсне – носохватка.

Хлебников и Маяковский в своей политической речи активно использовали неологизмы. Хлебников создал самое короткое стихотворение в истории литературы.(Дыр дур щер как то так J). Школа Мара. Хлебников и Маяковский создали общество «Председатели земного шара». Они призывали отменить государственные границы, которые препятствуют братскому общению народов. Объявили себя стрелочниками на путях прошлого и будущего. Объявили о полном разрыве с предшествующей культурой. Маяковский призывал сбросить Пушкина с парохода современности. Футуристы посещали кафе «Бродячая собака». Они пригласили Маринетти в Россию. Он приехал, был шокирован он не увидел в русских своих единомышленников. Он уехал из России удрученный. Под одними и теми же этикетками крылись одни и те же явления. Маринетти не обнаружил в русском футуризме духовной близости, но независимо от этого итальянский и русский футуризм роднит бунт против ценностей буржуазной культуры.

Своеобразную летопись русского футуризма составил один из участников движения Бенедикт Лившец, который опубликовал литературные мемуары под названием «полутораглазый стрелец». Полутораглазый стрелец – это Россия. Лившец считал, что искусство запада почвенно, рационально, западная культура мыслит приземленно. Для Западной цивилизация характерно геометрическое мировоззрение. Для востока характерно алгеброическое мировосприятие, которое направлено от субъекта к объекту. Искусство востока космично и именно эту черту унаследовала русская культура. Русские футуристы размышляя о судьбах культуры создавали собственные мифы. В 1914г вышла статья Хлебникова «Мы и дома». Города будущего Хлебников мыслил как стеклянные растения, которые тянутся к солнцу. Важнейшая функция искусства заключается в том, что любое произведение искусства содержит в себе 3 измерения – прошлое, настоящее и будущее.

Экспрессионизм.

Считается что это направление в искусстве и литературе первых десятилетий XX века, которое наибольшее распространение получило в Австрии и Германии. Впервые этот термин употребил Хосе Вальден на страницах журнала «Штурм» в 1911г. Это культурное течение возникло как отклик на социальный кризис, поразивший Европу накануне первой мировой войны. Экспрессионисты были убежденными противниками военных действий. Экспрессионисты выступали против социальной несправедливости, против подавления человека государством. Основная тема их произведений – ужас человека перед хаосом бытия. Универсальный художественный прием - субъективная интерпретация действительности. Именно поэтому их произведения отличают повышенная эмоциональность и фантастический гротеск. В центре внимания экспрессионистов находился человек, истерзанный контрастами бытия, противостояниями природы и цивилизации. Поэтому главной задачей экспрессионисты считали изменение сознания человека. Это мыслилось как установление тождества между ландшафтом природы и ландшафтом души. Представители этого направления группировались вокруг двух печатных изданий: журнал «Штурм» (1910-1932) и журнал «Аукцион» (1911-1933). Предтечей экспрессионизма считают творчество немецкого поэта Георга Тракля. Он выступил только один поэтический сборник, кт был известен только в узких кругах. Слава пришла к нему только после смерти и его стали рассматривать предтечей экспрессионизма.

Литературный экспрессионизм ярко проявил себя в творчестве Эдуарда Шмидта. Шмидт стремился постичь человека не в социальных связях, а как частичку космоса. По его мнению экспрессионизм отказывается от описания внешних факторов. За ними он видит глубинные причины. Поэтому надо лечить не больного, а болезнь (лозунг экспрессионизма), ничего нельзя воспринимать на веру. Нужно создать чистую неискаженную картину мира. В этой картине мира центром должен быть не мыслящий человек, а само мышление. Оно должно быть объектом изображения.

Наиболее известными представителями можно считать австрийских писателей Густав Майринг и Франц Кафка. Их можно рассматривать в рамках «Пражской школы». Майринг написал роман «Голем». В 10-20гг 19 века это был бестселлер номер один, который был переведен на все европейские языки. Он побил все тиражные рекорды и стал эмблемой литературы ужасов. Майринг родился в Вене и был незаконнорождённым ребенком. Учился в гимназиях. Большую часть жизни он прожил в Праге. Именно Прага стала мрачным фоном его произведений. Как писатель начинал с сатирических рассказов, а затем обратился к творчеству пражских неоромантиков и стал издавать собственный журнал. В 1915г вышел его роман «Голем». Для Майринга «Голем» как бездушное существо – символ европейской цивилизации, которая утратила живую душу. Третий роман Майринга вышел в 1917г под названием «Вальпургиева ночь». Во всех произведениях Майринга важную роль играл мотив трансформации, превращения, который приобретал мрачные оттенки.

9 апреля

Кафка (1852-1931гг) в его литературных произведениях основным архитектурным фоном была Прага. Кафка широко использовал городской фольклор, однако интерпретировал его в соответствии с собственным творческим методам, его можно определить как соединение отдаленных пластов реальности. С помощью этого метода Кафка создает фантастический гротеск, популярный в творчестве экспрессионистов. Широко использовал мотив метаморфозы (превращения). Франск Кафка 1852-1931г француз, немец по языку, еврей по рождению, фамилия чешская, представлял собой слияние нескольких культур. Не один его роман не закончен.

В его лит-х произвед-х основным архитектурным фоном была Прага. Кафка широко исп-л городской фольклор. Однако интерпретировал его в соответствии с собственным творческим методом. Этот метод можно опр как соединение отдаленных пластов реальности. С помощью этого метода, Кафка создавал фантастических гротеск популярный в творчестве экспрессионистов. Широко использовал мотив метоморфозы. Сам Кафка вел аскетич образ жизни.

В живописи экспрессионизм получил свое развитие в Германии. В 1905 г в Дрездене студенты архитектурного училища, представили выставку своих работ. Своё художественное объединение они назвали "Мост".

Идеологом этого объединения был худождник Эрнст Кирхнер, он и его единомышленники сстремились создать новый художественный язык, который придаст искусству черты грубой, первобытной силы. Для своих работ они использовали массивные черные рамы, холсты большого формата и густой пастозный мазок. Культурными ориентирами для художников группы "Мост" было традиционное искусство Африки, и крестьянское искусство Западной Европы. Своим живописным образам художники стремились придать незаконченность, неотесанность. Они считли её положительным качеством искусства. В своих картинах они стремились создать королистические дессонансы (несовместимость цветов). Худ-ки этой гр обратились к урбанистической проблематике и тематике. Но затем, их заинтересовала проблема взаимоотношения человека и природы, проблема первобытного единства.

Наряду с Дрезденом ещё одной культурной столицей Германии был Мюнхен. Где в 1911г откр выставка "Синий всадник". Эта выставка положила начало одноименному художественному объед, лидеры - Кандинский и Марк. Своей задачей они объявили постижение трасцендентной сути вещей - увидеть вещи по ту сторону их зримой внешности. Кандинский род в Москве, закончил МГУ, с 1896 г только стал заним-я искусством, когда поселился в Мюнхене, т.к. его бабушка была прибалтийская немка и немец культура с дества для него была родной. Первостепенное знач в живописи он придавал линии и цвету. По его мнению цвет является самостоятельным и не связан с конкретными предметами. Именно цвет передает состояние человеческой души. Цвет клавиша - а душа рояль. Отедльные цвета и оттенки Кандинский связывал со зучанием конкретных музыкальных инструментов. Скрипка и кларнет - лимонно-желтый, синий- виолончель, пурпур - контрабас. Сам он представлял свои картины как мызкуальные симфонии.

Франц Марк сотрудничал с журналом "Пан", кот-й исп-л как трибуну. Он объявлял, что создает скрытое за пределами видимого. И первоначально работал с абстрактными формами. Однако как и других экспрессионистов его интересовали природные образы. Картина "Красные кони" была гимном природы. "Судьба животных" - стала символом первобытного хаоса. Экспрессионизм как культурное и художественное течение не был единым. Но, обладал общей тематикой художественных приемов. Подобно футуристам, экспрессионистов интересовала судьба урбанистической цивилизации. Но для них был чужд пафос борьбы и насилия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: