Стиль «модерн» в европейской культуре

В Италии этот стиль называли «Либерти». В Германии «Югендстиль». В Швейцарии Сеуессион. Это первый европейский стиль, кт перешагнул границы континта, потому что в америке этот стиль получил название «Тиффани». По времени это был самый краткий период господства определенного стиля – последнее десятилетие 19 века- первое десятилетие 20 века. Ни в одной европейской стране модерн не стал официальным стилем. Поэтому, прежде всего он был связан не со столичными, а с крупными промышленными городами. Наибольший интерес к изучению этого стиля пришелся на 60е гг 20 века. Именно тогда этот стиль стали рассматривать как важный этап в истории европейского искусства. Однако все исследователи неизменно подчеркивают внутреннюю разнородность модерна. Модерн формировался в условиях кризиса традиционных форм искусства. Модерн формировался целенаправленно, сознательно художниками, критиками и меценатами. Основная задача заключалась в том, чтобы создать новое искусство, без ориентиров на предшествующие образцы. Однако в модерне пафос отрицания растворился в конструктивной, созидательной программе. Плодотворность и живучесть нового стиля была связана с тем что искусство соединилось с промышленностью. Искусство стиля модерн охватило и изменило всю среду обитания человека. Основной точкой приложения нового искусства стал частный дом, особняк. Новые особняки создавались под лозунгом «Мой дом – моя крепость». В соответствии с программой модерна каждый особняк создавался по индивидуальному проекту. Архитектор одновременно выступал как художник, дизайнер и проектировал все, вплоть до дверных ручек. В стиле модерн всегда существовала диалектика индивидуального и массового. Эти два начала активно взаимодействовали на всех уровнях. Массовое начало выразилось в том, что возникло большое кол-во худож объединений. Начинают регулярно проводится международные выставки. В 1886г состоялась первая олимпиада и это тоже свидетельство массовых культурных процессов. Искусство стали рассматривать как универсальную форму человеческой деятельности. Был популярен лозунг «Все вокруг искусство». Главным критерием искусства становится красота. Идеологи нового стиля считали что красота преобразит мир. «Сделать полезное прекрасным», вот один из главных лозунгов стиля модерн. Не случайно любимым детищем модерна стал дизайн. Разрушение границ между традиционными формами искусства, обусловило превращение одного искусства в другое. Живопись превращается в орнамент, а орнамент превращается в живопись. Причудливо соединяется скульптура и архитектура. А. Гауди – один из главных архитекторов эпохи модерна (Дом в виде дракона). Дизайнер Макинтош сконструировал стулья и кресла в виде сидящих людей. В искусстве возникает система уподоблений. Синтезирующим началом для новых художественных форм стал растительный орнамент. Бытовые светильники уподоблялись растениям, растительные мотивы заполнили витражные композиции.

В живописи модерна эстетическую ценность приобретает силуэт, цветовое пятно и сама живопись становится плоскостной. Широко используются такие техники как гуашь и акварель. В силуэте ведущее значение имеет линия. Модерн использует линию для создания ассиметричных композиций. Не случайно в архитектуре широко распространяются ассиметричные формы. Искусство модерна было неразрывно связано с массовой культурой в целом. Массовое производство красоты. Удачное художественное решение тут же становилось объектом тиражирования. Наиболее глубоко концепция нового искусства разрабатывалась в архитектурном творчестве. В архитектуре состоялся мировоззренческий переворот. Внутренняя планировка здания стала определять внешний облик фасада. Во всех предшествующих стилях именно фасад опред внутр планировку. Лекарбюзье (один из ведущих архитекторов эпохи модерн): «Дом это машина для жилья и он должен отвечать всем человеческим потребностям». Все помещения приобрели специализацию (кухня, ванна, туалет, детская и тд.). Асимметрия архитектурных построек должна была объединить архитектурный ландшафт и ландшафт природный. Проблема вернуть первоначальное единство человека и природы была одна из главных задач стиля модерн. Этому способствовали растительные орнаменты, принцип асимметрии, новые материалы – стекло, бетон и металлические конструкции. Появляется принцип сплошного остекления фасада. Прямоугольно-протяженные окна. Людвиг нис ван дер роэ.

Лекарбюзье разработал пять принципов архитектуры: 1. Дом на столбах (ноги) 2. Сад на плоской крыше (волосы) 3. Прямоугольно-протяженные окна (глаза) 4. Рациональность внутренней планировки 5. Индивидуальность внешнего облика.

В архитектуре ведется активный спор о будущем европейской цивилизации. Архитекторы-урбанисты считают, что будущее принадлежит крупным многомиллионным городам. Лекарбюзье разрабатывает проект «Лучезарного города» на три миллиона жителей. Лекарбюзье считают «отцом небоскребов». По замыслу автора этот город должен был состоять из многоэтажных небоскребов, расположенных среди зеленых массивов. Вместе с тем в 1901 г вышла книжка англ. Архитектора Говарда «Завтра». В этой книге английский архитектор предлагает образ города-сада на 30 тысяч жителей. Он был представителем «дезурбанистов» (противники урбанистов). Человечество необходимо расселить подальше от промышленных зон и окружить зелеными массивами.

Американские архитекторы идут дальше и говорят о том, что человечество должно разбиться на отдельные семьи и средством общения должен стать автомобиль.

Новые архитектурные теории в урбанистических теориях были направлены не только на решение экологических проблем. Архитекторы стремились преодалеть психологический кризис, в котором оказалась европейская цивилизация. В этих условиях происходит формирование мифа о стекле. Архитекторы считали что стекло вернет единство человека с миром. Для международной выставке в Лондоне архитектор Пакстон соорудил огромный стеклянный павильон («Хрустальный дворец»). Внутри павильона он поместил модели всех храмов всех религий, библиотеку и фонтан. Он считал, что стеклянная архитектура это храмы новой общечеловеческой религии, которая будет основана на высокой духовности. Символика оранжереи «Рай на земле».

Изобразительное искусство. Формируются новые направления. Это прежде всего тиражная графика: плакат, журнальный рисунок, театральная афиша и др. в рамках этого направления происходит соединение графики и фотографии. Кроме того журнальная графика создает новую манеру подачи информации – кинематографическая, когда рисунки представляют собой отдельные кадры какого-либо сюжета. Искусство плаката быстро разделяется на жанровые разновидности – рекламно-информационный, политический, афиша. Я могу в этом тексте вырезать форму маленькой кирки и никто не заметит до экзамена. Меняется характер книжной иллюстрации, котрая была тоже частью тиражной графики. Иллюстрация перестала быть заставкой в тексте. Она стала средством для разработки литературного образа. Одним из ярких представителей – Врубель. В модерне сформировалась новая концепция художника как универсальной артистической личности. Это связано с одной из целей модерна – превратить жизнь в искусство. Творцы модерна считали что художественные объединения станут прообразами новых социальных объединений, на кт будет построено будущее общество.

Есть мнение что модерн не выполнил своих программных задач. Поскольку многие проекты оказались дорогостоящими и до сих пор не завершены. Модерн сделал искусство доступным для большей части населения.

4 апреля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: