Финансовое планирование на предприятии. Цели и основные

Рис. 1. Точка безубыточности, учитывающая влияние ступенчатого прироста затрат, объема закупок, изменяющихся цен и налогов

Проведение маржинального (предельного) анализа направлено на выпуск оптимального объема продукции соответствующего максимальному уровню прибыли.

Методика маржинального анализа основана на делении затрат на постоянные и пере­менные и заключается в следующем:

1. Строится зависимость прибыли от количества продаваемой продукции (Пр = Q x Р – b0 – b1 x Q, где b0 - уровень постоянных затрат; b1 - доля переменных за­трат на единицу продукции; Р (цена продукции) = а0 + а1 x Q);

2. Определяется точка оптимального объема продаж (Qопт = (b1 - а0)/ 2а1), в которой функция Пр достигает максимального значения.

3. Согласно аппроксимации функции спроса опре­деляется оптимальная цена, соответствующая точке экстремума функции Пр (Ропт = а0 + a1 x Qопт).

Таким образом, задача оптимизации сводится к определению максимума прибыли с учетом рассчитан­ной функции спроса и переменных издержек на еди­ницу продукции.

Алгоритм расчета оптимальных цен и объемов продаж, заключается в том, что для ка­ждого из видов продукции необходимо: 1) собрать от региональных менеджеров по продажам данные о про­гнозе объемов про­даж по различным ценам, отличающимся в некотором заданном интер­вале от существующих; 2) провести статистическую обработку этой информации, исключив «выпадающие» из общего ряда данные, и подсчитать средние значения, для аппроксимации данных о возможных продажах; 3) построить интерполяционный полином для функции спроса; 4) с помощью статистических критериев оценить применимость построенной мо­дели; 5) выделить переменную часть затрат для каждого продукта из всего ас­сортимента; 6) определить оптимальный объем продаж и цену для каждого про­дукта, дающие для него максимальный вклад на покрытие.

Вклад на покрытие = (Цена - Переменные затраты на ед.) х Q.

Изменяя цены и объемы продаж в соответствии с функцией спроса, можно определить объем продаж (Q), для которого вклад на покрытие будет наибольшим.

Сравнительный подход к оценке бизнеса.

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыноч­ные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям, с другой стороны, - на фактически достигнутые финансовые результаты.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформи­рованные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприя­тия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочис­ленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и пред­ложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития от­расли, конкретные особенности предприятия и т. д. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтерна­тивных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особен­ности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перс­пектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и фи­нансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Сле­довательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как при­быль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость соб­ственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инве­стором.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных пред­приятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ог­раничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

Вместе с тем, сравнительный подход имеет ряд существенных недостат­ков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результа­ты. Следовательно, игнорируются перспективы развития предприятия в будущем.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии дос­тупной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемо­му предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серь­езного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсо­лютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить разли­чия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зави­сит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предпола­гает использование данных о фактически совершенных сделках. В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравни­тельный подход предполагает использование трех основных методов: метода компании-аналога, метода сделок, метода отраслевых коэффициентов.

Метод отраслевых коэффициентов в России не нашел распространения, т.к. база отраслевых соотношений не сформировалась. Два первых метода предполагают сравнение по аналогам и требуют внесения корректировок, что также затрудняет применение этих методов в условиях ограниченного развития фондового рынка в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: