Методика организации педагогической поддержки в системе социальных служб.
Деловые и межличностные отношения в системе действия социального педагога проходят различные стадии. После того, как социальный педагог организовал систему действия, необходимую для решения какой-либо проблемы, ему надо довести ее до состояния активности. Для этого ему необходимо:
— разъяснить каждому участнику суть проблемы;
— показать его конкретную роль и необходимые шаги в решении какого-либо аспекта проблемы;
— определить приоритеты и последовательность действий участников в решении проблемы;
— мотивировать участников к активности, т.е. показать каждому личные выгоды, стимулировать их действия самыми разными способами. Чтобы система действия успешно функционировала, социальный педагог должен научиться решать следующие проблемы:
1) распределения ролей;
2) коммуникаций;
3) межличностных отношений;
4) распределения властных полномочий;
5) конфликтующих предпочтений;
|
|
6) преодоления противоречий в ценностных ориентациях;
7) уточнения сущности конкретной цели.
Для разрешения различного рода проблем, которые возникают в ходе функционирования системы, социальный педагог должен дать тщательный анализ ситуации. Возможными путями решения проблемы могут быть:
1) принятие на себя другой роли;
2) изменение в процедурах;
3) регулирование деятельности в соответствии с программой;
4) изменение состава членов системы действия;
5) помощь членам системы действия.
Необходимо отметить, что структура деятельности социального педагога в рамках осуществления программ на создание благотворной среды сотрудничества будет носить свою специфику при работе с разными категориями сотрудников социальной службы.
Как творческая личность, социальный педагог может использовать самые различные методики для решения профессиональных задач в коллективе социальной службы. Для того, чтобы эти методики имели целостную структуру и направленность, выстраивается технологическая модель деятельности социального педагога. К примеру, предметом исследования и корректировки социального педагога являются межличностные отношения. В этом случае может быть выстроена следующая технологическая модель.
(Примерный вариант)
Технологическая модель коррекции межличностных отношений в службе социальной защиты Предмет коррекции: 1. Взаимопонимание между членами коллектива. 2. Взаимовлияние членов коллектива друг на друга, коллектива на каждого из членов, отдельного члена коллектива на коллектив в целом. 3. Взаимные действия членов коллектива по решению задач социальной защиты граждан. 4. Взаимоотношения между людьми в коллективе. 5. Межличностное общение. 6. Совместимость в процессе реализации основных функций коллектива. 7. Срабатываемость. Основные задачи: 1. Изучить общее психологическое состояние коллектива и его потенциальные возможности по реализации функциональных программ. 2. Выявить основные причины, влияющие на создание деструктивного фона в межличностных отношениях в коллективе. 3. Выработать рекомендации по коррекции межличностных отношений в коллективе |
Свойства, подлежащие коррекции | Формы коррекции | Содержание коррекции | Ожидаемый результат |
1. Формирование взаимопонимания в коллективе (Временные рамки процесса определяют-ся спецификой взаимоотношений и опытом социального педагога) | |||
-неадекватность восприятия коллег: -неуравновешенность; -неаккуратность; -профессиональное небрежение... | -социально-педа-гогический тренинг; -индивидуальные беседы; -выражение коллективной озабоченности... | Метод экспресс-диагностика деятельности педагогов А.Б. Майского и Р.В.Овчаровой Упражнения: -«Грани сходства», -«Список претензий» Игра перевоплощение | Раскованность чув-ств. Полноценное восприятие коллег. Уравновешенность; Аккуратность... |
2.Взаимовлияние в коллективе на уровнях: - коллектива на личность; - личности на коллектив; - личности на личность. | |||
-настороженность к действиям коллег; -отсутствие чувства юмора; повышенное проявление качеств лидера; -боязнь критики; -опасение зависти; -опасение недовольства со стороны коллег и начальника -стремление доминировать во взаимоотношениях с коллега-ми... | -социально-педа-гогический тренинг; -индивидуальные беседы; -выражение коллективной озабоченности; -анализ профессио-нальной деятель-ности; -групповая релаксация... | Проведение общих собраний коллектива с обсуждением ситуаций. Упражнения: -«Войди в круг», -«Открытость», -«Мой враг – мой друг». -«Видеокамера», -«Диалог». | Формирование направленности деятельности социального работника на создание чистой психологической атмосферы в коллективе. |
3.Взаимные действия. | |||
-отсутствие свободы общения с коллегами; -ограниченность инициативы; -иждивенчество... | -привлечение к разработке со-циально значимых программ -проведение кон-курсов на лучшую разработку по об-служиванию кли-ентов; -организация доверительных бесед... | Научно-практическая конфе-ренция «Защита прав насе-ления дело коллективное». Конкурс на лучший проект по защите прав пенсионеров... | Полноценное профессионально-личностное обще-ние. Отсутствие недове-рия в общении |
4.Взаимоотношения. | |||
-низкая сплочённость; -отсутствие взаимопомощи при решении общих дел в коллективе... | -система бесед о роли коллектива в решении общих пр блем; -открытое обсужд-ение профессио-нальных проблем. | Деловые игры: -«Кто есть кто». -«Явно или тайно». Конкурсы: -«Лучший...». -«Я и моя профессия»... | Сплочённость как отношение к общему делу. Развитие чувства взаимопомощи. Развитие инициативности в профессиональной деятельности. |
5.Совместимость в коллективе в процессе профессиональной деятельности | |||
-конфликтность; -некоммуникабельность; -эгоцентризм... | -организация кол-лективного отды-ха; -совместное про-ведение праздн-иков; -проведение дело-вых игр... | По усмотрению социального педагога с учётом конкрет-ной ситуации, возможностей и наклонностей коллектива. | Ценностно-ориентационное единство. Организация досуга сотрудников. |
6.Срабатываемость сотрудников в коллективе. | |||
-неадекватная самооценка своего творческого потен-циала; -недостаточный уровень эрудированности... | -тренинг; -беседы; -анализ профес-сиональной дея-тельности... | Упражнения по выбору социального педагога. | Адекватная самооценка, формирование профессионального мышления. |
Тема 5.
|
|
|
|
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА