И.А.Фурманов (1996) считает, что агрессивные тенденции у детей могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям Они могут приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане. Иногда они носят эпизодический, нестойкий характер либо являются наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядят как патологическое влечение. Тяжесть агрессивных проявлений у детей и подростков можно определить по ряду параметров:
1. Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аффективная патология ребенка, тем больше возможности возникновения конфликтных ситуаций, тем чаще проявление гнева и агрессии.
2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.
3. Фиксируемость на агрессии, В ряде случаев возникшая реакция может закрепляться и создавать новые стойкие посылы к агрессивным действиям.
4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность.
5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых — это проявление физической агрессии, представляющую реальную опасность.
6. Степень осознаваемости агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией.Онипрактически не поддаются психологической коррекции.
При попытке психологической коррекции агрессии необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения. Процесс психотерапевтических воздействий должен строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально-приемлемый смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий. Необходимо добиваться эмоционально положительного разрешения психологического конфликта.Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.
Первый уровень — переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Здесь необходимо обучение детей различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях. На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов, способствующих росту самосознания. Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее устранение (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.
Кроме того И.А. Фурманов предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе. Он выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационнои толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимизоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.
Обобщённо, агрессивных детей можно объединить в две большие группы: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и не социали-зированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.
Составление и реализация психокоррекционных программ, технологий опираются в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию социального педагога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее.