Технология коррекции агрессивных проявлений у детей

И.А.Фурманов (1996) считает, что агрессивные тенденции у детей могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям Они могут при­обретать форму физической агрессии или агрессивных раз­рядов в вербальном и символическом плане. Иногда они носят эпизодический, нестойкий характер либо являются наиболее частым способом реагирования ребенка на воз­действия из окружения и даже выглядят как патологи­ческое влечение. Тяжесть агрессив­ных проявлений у детей и подростков можно определить по ряду параметров:

1. Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аффективная патология ребенка, тем больше возможнос­ти возникновения конфликтных ситуаций, тем чаще проявление гнева и агрессии.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выг­лядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.

3. Фиксируемость на агрессии, В ряде случаев возникшая реакция может закрепляться и создавать новые стойкие посылы к агрессивным действиям.

4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, пере­ключить на замещающую конструктивную деятельность.

5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия вы­ражается в вербальной форме, в более тяжелых — это проявление физической агрессии, представ­ляющую реальную опасность.

6. Степень осознаваемости агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно за­щитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные действия возникают импульсив­но, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией.Онипрактически не поддаются психологической коррекции.

При попытке психологической коррекции агрессии необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявле­ний активности ребенка и динамика ее возникновения. Процесс психотерапевтических воздействий должен стро­иться в зависимости от предлагаемой природы агрессив­ного поведения ребенка. В одном случае следует игнориро­вать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально-приемле­мый смысл; в третьем — не принять агрессию и устано­вить запрет на подобные действия; в четвертом — актив­но подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий. Необходимо добиваться эмоционально положительного разрешения психологического конфликта.Представляется целесообразным строить психологичес­кую коррекционную работу при различных формах агрес­сивного поведения с учетом уровней агрессии.

Первый уровень — переживания эмоционально-нега­тивных состояний с эмоциями раздражения, недоволь­ства, гневливости. Здесь необходимо обучение детей различным формам саморегуляции, начиная от дыхатель­ных упражнений до более сложных форм аутогенной тре­нировки.

Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение про­блемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм пси­хологической поддержки в кризисных ситуациях. На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Конечной целью воспитательных усилий является фор­мирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов, способствующих росту самосознания. Превентивные меры и управление агрессией могут осу­ществляться через ее устранение (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, ког­нитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтро­лю и управлению своим поведением.

Кроме того И.А. Фурманов предлагает осуществлять кор­рекцию агрессивного поведения на диагностической ос­нове. Он выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Преобладает у ак­тивных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешеннос­тью, депрессивностью, фрустрационнои толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативиз­мом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отлича­ются «мимизоподобностью», ранимостью, впечатлитель­ностью. Основными их чертами являются эгоизм, само­довольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Обобщённо, агрессивных детей можно объединить в две большие группы: с социализированными (физичес­кая и косвенная агрессия) и не социали-зированными (вер­бальная агрессия и негативизм) формами нарушений по­ведения.

Составление и реализация психокоррекционных про­грамм, технологий опираются в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию социального педагога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: