Общая технология кризисного вмешательства
Вмешательство в кризисную ситуацию — общепризнанный и общепринятый метод в практике социальной работы с индивидами, семьями и группами. После долгих лет, в течение которых сторонники этого подхода говорили о его универсальной пригодности, а оппоненты отклоняли его как неэффективное средство, он был принят в качестве надежной формы первичного вмешательства при работе с клиентами, находящимися в ситуации стресса.
Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кризисным состояниям, обычно делят на острые ситуативные кризисы, кризисы переходного периода (или изменения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями.
Экстренное кризисное вмешательство основано на двух подходах.
Генетически подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления, которые может переживать значительное число людей независимо от индивидуальности. В этом случае помощь оказывается параспециа-листами и добровольцами. Другой подход —индивидуальный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны профессионалы.
Разработана В. Г. Балакирев и Л. Додеон в1996 году. Признана как очень эффективная методика социально-психологической помощи детям в кризис-ных ситуациях. Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной частей.
Констатирующая часть включает три встречи-сессии с группами или классами. Темы сессии: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний 'в кризисных ситуациях» и «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию:
1.Групповое обсуждение предложенной психологом темы;
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий;
3.Обмен впечатлениями и обсуждение в группе. Помощь ведущих заключается впрояснений того, что хочет ребенок отразить к творческой работе, одобрении, поощрении его самостоятельных действий.
На первой сессии составляется «банк историй», отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания (записать или нарисовать свою историю) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.
Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсуждению историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием.
На третьей сессии после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые они использовали для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. Заметки завершаются записью всех известных способов преодоления неприятных переживаний.
При анализе материалов констатирующей части выявлены возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У восьмилетних детей они связаны со сверстниками — 41%, родителями — 25, братьями и сестрами — 15, учителями — 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношения с родителями — 30%, темой животных (их потеря, смерть, желание приобрести) — 30, учителем — 15%.
Способами преодоления кризисных ситуаций у детей восьми лет являются интрапунитивные реакции, пересиливание себя, задавливание эмоций, пассивно-защитные извинения. У подростков наблюдается ярко выраженная агрессивная, экстрапунитивная тенденция.
В целом преодоление трудных переживаний понимается детьми как внешненаправленное действие, а не действие внутренней психологической работы: совладения с ситуацией, а не с эмоциями.
Психокоррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы «оживляются» их чувства.
Анализ кризисной ситуации ребенка
К социальному педагогу обратилась учительница начальных классов по поводу своего ученика в связи с его кризисным психическим состоянием: у ребенка горе — смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к товарищам, отторгать всякое внимание и любовь окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у мальчика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои переживания. Бабушки и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки.
Хотя период острого переживания горя у детей обычно короче, чем у взрослых, но при столкновении с предметами и ситуациями, связанными с матерью, вновь обостряют чувства ребенка.
Чтобы не допустить чувство невроза у ребенка, необходима помощь и поддержка всех окружающих в обычной повседневной жизни. Чем скорее он сумеет пережить, «перечувствовать» это горе и адаптируется к новой жизненной ситуации, тем лучше. Работа специалиста в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца ребенка, учителя и других людей, с которыми он непосредственно общается, для создания благоприятных адаптационных условий выхода мальчика из этого кризиса.
Никому из них не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря; «Ты уже большой, мужчина, не распускай нюни». Сдерживание слез и других эмоций для ребенка противоестественно и даже вредно. Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смерти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули. Также нельзя не исключать возможности и необходимости привлечения психиатра, если будут наблюдаться следующие симптомы:
— длительное неуправляемое поведение;
— острая чувствительность к разлуке;
— полное отсутствие проявления чувств;
— бессонница;
— галлюцинация;
— отсроченное переживание горя;
— необычное беспокойство.
В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и дёликатная работа сотцам, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне.
Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился говорить о своих чувствах друг другу.
Если при встрече с социальным педагогом мальчику трудно будет сразу говорить о себе, о своих переживаниях, надо обязательно провести психогимнастику, чтобы создать у ребенка чувство доверия и безопасности к психологу (конструктор, мозаика и др.) Разыграть сказку-драму с помощью куклы, которая осталась в лесу одна, — «давай вместе успокоим ее, приласкаем».
Специалисту надо проявить максимум эмпатии, участия, а не жалости к ребенку. Не следует говорить: «Скоро все пройдет, тебе будет лучше». Гораздо лучше выразить сочувствие: «Ты очень любил маму, и я это понимаю, мне тоже грустно. Она тебя очень любила, и ты никогда ее не забудешь. А давай вспомним, над чем твоя мама любила посмеяться. Это действительно было смешно?» После встречи необходимо продолжить контакт с родителем, учителем, ребенком, возможна и семейная терапия.
1) создавать щадящие условия обучения;
2) выразить неравнодушное отношение к горю ребенка;
3) регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создать у.ребенка ощущение комфорта и безопасности.
Социальному, педагогу следует помнить о том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которы-х он не может пройти, следующие:
— кризисы развития;
— кризисы отношений;
—кризисы состояния души;
— кризисы утрат;
— кризисы смысла жизни;
— психические кризисы;
—морально-эстетические кризисы.
Работая с подростками в кризисных ситуациях, можно применять различные техники: ментального переживания, внутреннего диалога, самоосвобождения идр: (П. Теппервайн, 1996). В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция (Е. Миндельман, 1944; Э. Эриксон, 1950), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и телефона доверия.
Тема 8.