Технология помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях

Общая технология кризисного вмешательства

Вмешательство в кризисную ситуацию — общепризнан­ный и общепринятый метод в практике социальной рабо­ты с индивидами, семьями и группами. После долгих лет, в течение которых сторонники этого подхода говорили о его универсальной пригодности, а оппоненты отклоняли его как неэффективное средство, он был принят в каче­стве надежной формы первичного вмешательства при ра­боте с клиентами, находящимися в ситуации стресса.

Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кри­зисным состояниям, обычно делят на острые ситуатив­ные кризисы, кризисы переходного периода (или изме­нения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями.

Экстренное кризисное вмешательство основано на двух подходах.

Генетически подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления, которые может пережи­вать значительное число людей независимо от индивиду­альности. В этом случае помощь оказывается параспециа-листами и добровольцами. Другой подход —индивидуаль­ный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны профессионалы.

Разработана В. Г. Балакирев и Л. Додеон в1996 году. Признана как очень эффек­тивная методика социально-психологической помощи детям в кризис-ных ситуациях. Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной частей.

Констатирующая часть включает три встречи-сессии с группами или классами. Темы сессии: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний 'в кри­зисных ситуациях» и «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию:

1.Групповое обсуждение предложенной психологом темы;

2. Выполнение индивидуальных творческих заданий;

3.Обмен впечатлениями и обсуждение в группе. Помощь ведущих заключается впрояснений того, что хочет ребенок отразить к творческой работе, одобрении, поощрении его самостоятельных действий.

На первой сессии составляется «банк историй», отра­жающих все основные области жизни детей, выполняют­ся творческие задания (записать или нарисовать свою ис­торию) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.

Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсужде­нию историй с последующей интерпретацией пережива­ний детей, их записью и рисованием.

На третьей сессии после актуализации кризисных ситу­аций и чувств, которые она вызывает, участники выясня­ют способы, которые они использовали для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои ис­тории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. Заметки завершаются записью всех известных способов преодоления неприятных переживаний.

При анализе материалов констатирующей части выявле­ны возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У вось­милетних детей они связаны со сверстниками — 41%, роди­телями — 25, братьями и сестрами — 15, учителями — 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношения с родителями — 30%, темой животных (их потеря, смерть, желание приоб­рести) — 30, учителем — 15%.

Способами преодоления кризисных ситуаций у детей восьми лет являются интрапунитивные реакции, пересиливание себя, задавливание эмоций, пассивно-защитные извинения. У подростков наблюдается ярко выраженная агрессивная, экстрапунитивная тенденция.

В целом преодоление трудных переживаний понимается детьми как внешненаправленное действие, а не действие внутренней психологической работы: совладения с ситу­ацией, а не с эмоциями.

Психокоррекционная часть представляет собой две сес­сии, построенные в форме «Я-сообщений» с использовани­ем элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлага­ется проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе кото­рого с помощью участников группы «оживляются» их чувства.

Анализ кризисной ситуации ребенка

К социальному педагогу обратилась учительница на­чальных классов по поводу своего ученика в связи с его кризисным психическим состоянием: у ребенка горе — смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успевае­мость, он стал проявлять неоправданную агрессию к това­рищам, отторгать всякое внимание и любовь окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у маль­чика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои пережи­вания. Бабушки и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки.

Хотя период острого переживания горя у детей обычно короче, чем у взрослых, но при столкновении с предме­тами и ситуациями, связанными с матерью, вновь обо­стряют чувства ребенка.

Чтобы не допустить чувство невроза у ребенка, необ­ходима помощь и поддержка всех окружающих в обычной повседневной жизни. Чем скорее он сумеет пережить, «пе­речувствовать» это горе и адаптируется к новой жизнен­ной ситуации, тем лучше. Работа специалиста в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца ребенка, учителя и других людей, с которыми он непос­редственно общается, для создания благоприятных адап­тационных условий выхода мальчика из этого кризиса.

Никому из них не надо пытаться делать вид, что ниче­го не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря; «Ты уже большой, мужчина, не распускай нюни». Сдерживание слез и дру­гих эмоций для ребенка противоестественно и даже вред­но. Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смер­ти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули. Также нельзя не исключать возможности и необходимости привлечения психиатра, если будут на­блюдаться следующие симптомы:

— длительное неуправляемое поведение;

— острая чувствительность к разлуке;

— полное отсутствие проявления чувств;

— бессонница;

— галлюцинация;

— отсроченное переживание горя;

— необычное беспокойство.

В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и дёликатная работа сотцам, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне.

Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился го­ворить о своих чувствах друг другу.

Если при встрече с социальным педагогом мальчику трудно будет сразу говорить о себе, о своих переживани­ях, надо обязательно провести психогимнастику, чтобы создать у ребенка чувство доверия и безопасности к пси­хологу (конструктор, мозаика и др.) Разыграть сказку-драму с помощью куклы, которая осталась в лесу одна, — «давай вместе успокоим ее, приласкаем».

Специалисту надо проявить максимум эмпатии, учас­тия, а не жалости к ребенку. Не следует говорить: «Скоро все пройдет, тебе будет лучше». Гораздо лучше выразить сочувствие: «Ты очень любил маму, и я это понимаю, мне тоже грустно. Она тебя очень любила, и ты никогда ее не забудешь. А давай вспомним, над чем твоя мама любила посмеяться. Это действительно было смешно?» После встречи необходимо продолжить контакт с родителем, учителем, ребенком, возможна и семейная терапия.

Рекомендации учителю:

1) создавать щадящие условия обучения;

2) выразить неравнодушное отношение к горю ребенка;

3) регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создать у.ребенка ощущение комфорта и безопасности.

Социальному, педагогу следует помнить о том, что кри­зисные ситуации и кризисы разнообразны как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которы-х он не может пройти, следующие:

— кризисы развития;

— кризисы отношений;

—кризисы состояния души;

— кризисы утрат;

— кризисы смысла жизни;

— психические кризисы;

—морально-эстетические кризисы.

Работая с подростками в кризисных ситуациях, можно применять различные техники: ментального переживания, внутреннего диалога, самоосвобождения идр: (П. Теппервайн, 1996). В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция (Е. Миндельман, 1944; Э. Эриксон, 1950), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и телефона доверия.

Тема 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: