Моделирование воспитательной системы в социуме

СРЕДЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

* * *

Творческий поиск, который в значительной степени характеризует сос-тояние современной социальной педагогики, ввёл в повседневную практику множество моделей социализации личности ребёнка. Многие институты социализации и их подразделения смело внедряют наиболее привлекательные концептуальные модели. Но важно иметь в виду, что все они имеют немало погрешностей:

-авторы новых концепций изначально выстраивают идею таким образом, чтобы все были уверены в том, что именно эта концепция является единственно верной и наиболее привлекательной для реализации в практической деятельности социального педагога;

-мировоззренческий аспект данных концепций предлагает социальному педагогу обобщённый взгляд на место человека в окружающей среде и мало внимания уделяют адаптивным технологиям...

Всё это говорит о том, что новые концепции социализации могут быстро превратиться в теоретические установки обязательного характера и мало отвечать конкретным требованиям конкретной ситуации.

Развитие общественных систем основывается на передаче накопленных знаний и опыта старших поколений младшим поколениям. Безусловно то, что процесс передачи знаний и опыта не возможен без системы хорошо сформулированных понятий и категорий, которые определяют характер и содержание мировоззренческой культуры данного общества. Но мировоззрение человека формируется не только на усвоении хорошо сформулированных в рамках научной парадигмы понятиях и категориях. В этом случае мы воспитаем догматика и начётчика. Важно, чтобы теоретические научные парадигмы выстраивались в строгом соответствии с практическими потребностями социума. Предшествующая педагогическая практика свидетельствует, что односторонний научно-теоретический (идеологический) подход к формированию воспитательного потенциала предметно-пространственной среды привёл к кризису не только институтов социализации, но и, что более важно, к кризису основ существования социума – экономики, политики, духовной сферы...

Предметно-пространственная среда выполняет роль стабилизатора в реализации человеческого мировоззрения, которое выступает в качестве носителя научной парадигмы, способствующей познанию окружающего мира. Такое мировоззрение будет достаточно надёжным гарантом гармоничных взаимоотношений между людьми. Для формирования и развития социально адаптивного мировоззрения необходимо создавать предметно-простран-ственную среду с мощным воспитательным потенциалом.

В последнее время в процесс моделирования предметно-пространственных систем всё активнее проникает сенергетический подход (Виненко В.Г., Зорияна П.Я., Новикова Л.И.) – междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем, которые стимулируют самоорганизацию и саморазвитие социальных и природных явлений. Философы сенергетику видят как симбиоз идей неклассической физики, кибернетики, знаний о функционировании и развитии неленейных процессов (Аршанов В.И., Усманова М.Ю. Идеи сенергетики и теория воспитательных систем.). Основными понятиями сенергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновнсность», «бифуркация», «флукту-ация», «аттрактор» и др.

Считается, что все существующие в социальной педагогике системы являются нелинейными и открытыми и их функционирование происходит на основе самоорганизации и саморазвития, где важное значение имеет не только устойчивость, но и неустойчивость и случайность. Такой системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с внутренним её содержанием и логикой развёртывания процессов.

Предметно-пространственная среда может включать в себя сколь-либо значимое множество элементов, которые будут играть определяющую роль в процессе социализации личности ребёнка:

- биологическая среда обитания (естественная и рукотворная природа и её рекриационные возможности);

- предметно-культурная среда обитания (дом, игрушки, мебель, средства коммуникации, производственная инфраструктура);

- социально-культурная среда обитания (системы социальной инфраструктуры и социальных коммуникаций);

- духовно-культурная среда обитания (система индивидуальных и общечеловеческих ценностей, способность к творчеству, реализация своего потенциала через творчество)...

Каждая из представленных подсистем может выступать в качестве самостоятельной системы и развиваться в рамках своих закономерностей. В целом система предметно-пространственной среды существует только благода-ря принципу открытого взаимодействия её элементов. В этом режиме долен строиться процесс моделирования воспитательного потенциала предметно-пространственной среды. Формируя воспитательный потенциал предметно-пространственной среды, социальный педагог учитывает:

-многообразие способов и условий человеческого бытия и постоянную их изменчивость, вариативность целей, содержания, форм и методов организации процесса социализации;

-понимание того, что формирование модельных представлений о процессе социализации личности, адекватных особенностям микросоциума и условиям его жизнедеятельности, соответствует оптимальному простроению конструктивных элементов этого процесса и повышению его эффективности;

-факт того, что создание модели воспитательного процесса в микросоциуме осуществляется в ходе совместной деятельности всех участников процесса социализации: детей, их родителей, педагогов всех уровней, привлекаемых других специалистов на творческой основе и установлении ценностно-ориентационного согласия;

-что процесс социализации личности должен быть непрерывным и взаимосвязанным.

Так сложится воспитательная система, в которой будет изменяться состав субъектов воспитательного процесса, в связи с этим – корректироваться система отношений, появляться новые направления, формы и методы совместной деятельности, укрепляться связи с окружающей природной и социальной средой.

Понятие «Воспитательное пространство» введено в научный оборот Л.И.Новиковой и А.Т.Куракиным. Воспитательная предметно-пространственная среда связана, прежде всего, с теми элементами социума, которые непосредственно влияют на процесс социализации личности. К ним мы относим:

-мегафакторы (космос, планета, мир), которые направленно влияют на реализацию принципа природосообразности в воспитании (Я.А.Коменский) - развитие способности ребёнка осознавать себя частичкой огромного вселенского пространства, взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

-макрофакторы (страна, этнос, общество, государство), создающие условия для реализации принципа культуросообразности в воспитании (Ф.Дистервег) – приобщения детей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом, созда-ния баланса ценностей различных культур;

-мезофакторы (регион, средства массовой информации, субкультуры, типы поселения), создают условия для реализации принципа вариативности социального воспитания, который предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях:

а) основываясь на общечеловеческих ценностях;

б) учитывая этнические особенности и местные условия;

в) используя имеющиеся и осознавая новые возможности для реализации личностных возможностей в самосовершенствовании.

Реализация принципа вариативности социального воспитания создаёт условия для формирования готовности и способности человека решать многообразные жизненные задачи и для расширения возможностей осознанного выбора стратегии собственного развития.

-микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации, образовательные учреждения, контркультурные организации, микросоциум), которые формируют и развивают способность человека к ком-муникативным процессам, реализации потенциальных возможностей, созданию адекватной его интеллекту и развитию предметно-пространственной среды.

Воспитательное пространство в микросоциуме является следствием специальной организационной деятельности социального педагога, который осуществляет координацию работы всех его элементов – систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных, религиозных, спортивных и иных организаций, местные средства массовой коммуникации, специалистов разного профиля.

Воспитательное пространство, как считают И.В. Кулешова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик, - характеризуется вариативностью. Оно может создаваться с одной стороны, как целостное системное образование, а с другой – складывается в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определённых условий и факторов:

- взаимодействия среды и школы;

- деятельность культурно-просветительных учреждений;

- стремление заниматься спортом...

Моделирование воспитательной предметно-пространственной среды осуществляется в процессе его тщательного проектирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: