Индексы цен и методы их определения.
Показатели уровня цен в экономике:
1) индекс цен потребительских товаров (Consumer Price Index - CPI),
2) индекс цен производителей (Producer Price Index- PPI),
3) дефлятор ВВП (deflator GDP).
Индекс цен - это отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.
Напр.: стоимость корзины в 2007 г.-72 $, стоимость корзины в 2005 г.- 60$:
1) Индекс потребительских цен (CPI ) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.
2) Индекс цен производителя (PPI) - представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.
Валовой внутренний продукт различается:
1) Номинальный (nominal GDP) (абсолютный) — рассчитывается в ценах текущего года.
2) Реальный (real GDP) (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года.
|
|
В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
Так, в нашем примере для 2007 г. Номинальный ВНП (72$, индекс цен (120%.):
//Реальный ВВП – более точнее характеризует национальную экономику.
Если индекса цен < 1, то происходит корректировка номинального ВВП в сторону увеличения, который называется - инфлированием.
Если индекс цен > 1, то происходит дефлирование – корректировка номинального ВВП в сторону снижения.
3) Дефлятор ВВП – это индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
Индекс цен является дефлятором ВВП. Он включает цены потребительских товаров и услуг, цены на товары производственного назначения, покупаемые государством, и цены товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке.
Дефлятором ВВП - более емкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен.
Он включает:
- цены и потребительских товаров,
- товаров производственного назначения.
- продукты питания,
- транспорт,
-фабричные здания,
- услуги парикмахерской,
- стоимость образования и т.д.
Паритетом покупательной способности (purchasing power parity - PPP) - называется формулировка закона единой цены для международных рынков: покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту.
|
|
Напр.: если один и тот же набор потребительских товаров, скажем потребительская корзина, стоит 1600 руб. в России и 50 долл. в США, то паритет покупательной способности составляет: 1600 / 50 = 32 руб. на 1 долл.
Уровень цен определяется через применение более конкретных индексов:
1) Индекс Ласпейреса (Индекс постоянного состава),
2) Индекс Пааше (Индекс переменного состава),
3) Индекс Фишера.
Индекс Ласпейреса (Индекс постоянного состава) - индекс цен, взвешенный по объемам производства базисного года. Представляет отношение стоимости набора товаров, произведенных в базисном году, в рыночных ценах данного года к стоимости того же набора товаров в ценах базисного года.
Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам (ΣQ0 * Pt), к расходам на приобретение идентичного по структуре набора по ценам базисного периода (ΣQ0 * P0):
Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода Q0, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.
Индекс Пааше (Индекс переменного состава) - индекс цен, взвешенный по объемам производства текущего года. Представляет отношение стоимости набора товаров, произведенных в данном году и проданных по рыночным ценам данного года, к стоимости того же набора товаров в ценах базисного года. Такой индекс используется в качестве дефлятора ВВП:
Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.
Индекс Фишера - сглаживает недостатки индексов цен Ласпейреса и Паше, рассчитывается их средняя геометрическая величина - индекс Фишера (IF):
5. Теневая экономика: сущность, структура,