Совокупный спрос и совокупное предложение. 1. Макроэкономическое равновесие: понятие, теории, механизм (совокупный спрос и совокупное предложение). 1. Макроэкономическое равновесие: понятие, теории, механизм (совокупный спрос и совокупное предложение)

МЕХАНИЗМ

Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО

1. Макроэкономическое равновесие: понятие, теории, механизм (совокупный спрос и совокупное предложение).

2. Классические и кейнсианские представления о взаимодействии совокупного спроса и предложения: модель AD-AS.

3. Потребление и сбережения в масштабах национальной экономики: кейнсианский анализ.

4. Инвестиции и сбережения и их влияние на макроэкономическое равновесие.

5. Равновесие товарного рынка и полная занятость. Кейнсианский крест. Модель IS.

1. Макроэкономическое равновесие и его механизмы:

Макроэкономиче­ское равновесие - это такое состояние национальной эконо­мики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение меж­ду различными членами общества сбалансированы.

Модели мак­роэкономического равновесия:

Ф.Кенэ(1694-1774) - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

Ж.-Б.Сэя (1767-1832) – исследовал национальные счета страны и доказавшего что совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравновешиваются;

К.Маркс(1818-1883) -модель простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

Л.Вальрас(1834-1910) - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В.Леонтьев(1906-1999) -модель «затраты - выпуск»;

Дж.Хикс (1904-1989) - модель экономического равновесия при воздействии внешних шоков;

Дж.Кейнс(1883-1946) - модель краткосрочного экономического равновесия.

Сегменты национального рынка, для описания условий макроэкономического равновесия:

 
 


1) рынок товаров и услуг/благ (предметы потребления, средства производства);

2) финансовый рынок;

3) рынок трудовых ресурсов.

Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных (объединять ) или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок с единой ценой, называемой уровнем цен, и с общим количеством произведенных товаров, т.е. реальным объемом национального производства.

Все агрегированные показатели называются совокупностью.

Модель AD - AS

В макроэкономике Модель AD - ASявляется базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений.

Совокупный спрос (AD - от англ. aggregate demand) реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные това­ры и услуги, произведенные в стране.

Структура AD:

1) спрос на потребительские товары и услуги (С);

2) спрос на инвестиционные товары (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (Xn) //или спрос на Xn если спрос на IM входит в первые три компонента AD.

AD = C + I + G + Xn


Чистого экспорта = Xn – IM (импорт)

Кривая AD – это обратная зависимость между уровнем цен и реальным ВВП:

(Уровень цен) P P1 A В P2 AD Y (Реальный ВВП) ВНП1 ВНП2 Рис.1. Кривая AD.

Ценовые факторы влияющие на AD:

1). Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков (эффект Пигу) - высокий уровень цен сокращает расходы на потребление.

2) Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги (MS) и повышая %-ную ставку, сокращает величину спроса (реальный объем произведенного продукта), на который предъявляется спрос.

3) Эффект внешней торговли (импортных закупок) - При повышении цен внутри страны уменьшается AD на отечествен­ные товары и увеличивается на импортные товары.

Неценовые факторы влияющие на AD:

1) измене­ния в потребительских расходах;

(Уровень цен)P
 
 


Повышение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: