МЕХАНИЗМ
Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, теории, механизм (совокупный спрос и совокупное предложение).
2. Классические и кейнсианские представления о взаимодействии совокупного спроса и предложения: модель AD-AS.
3. Потребление и сбережения в масштабах национальной экономики: кейнсианский анализ.
4. Инвестиции и сбережения и их влияние на макроэкономическое равновесие.
5. Равновесие товарного рынка и полная занятость. Кейнсианский крест. Модель IS.
1. Макроэкономическое равновесие и его механизмы:
Макроэкономическое равновесие - это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
Модели макроэкономического равновесия:
Ф.Кенэ(1694-1774) - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
Ж.-Б.Сэя (1767-1832) – исследовал национальные счета страны и доказавшего что совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравновешиваются;
К.Маркс(1818-1883) -модель простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
Л.Вальрас(1834-1910) - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
В.Леонтьев(1906-1999) -модель «затраты - выпуск»;
Дж.Хикс (1904-1989) - модель экономического равновесия при воздействии внешних шоков;
Дж.Кейнс(1883-1946) - модель краткосрочного экономического равновесия.
Сегменты национального рынка, для описания условий макроэкономического равновесия:
1) рынок товаров и услуг/благ (предметы потребления, средства производства);
2) финансовый рынок;
3) рынок трудовых ресурсов.
Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных (объединять ) или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок с единой ценой, называемой уровнем цен, и с общим количеством произведенных товаров, т.е. реальным объемом национального производства.
Все агрегированные показатели называются совокупностью.
Модель AD - AS
В макроэкономике Модель AD - AS – является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений.
Совокупный спрос (AD - от англ. aggregate demand) — реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране.
Структура AD:
1) спрос на потребительские товары и услуги (С);
2) спрос на инвестиционные товары (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (Xn) //или спрос на Xn если спрос на IM входит в первые три компонента AD.
AD = C + I + G + Xn
Чистого экспорта = Xn – IM (импорт)
Кривая AD – это обратная зависимость между уровнем цен и реальным ВВП:
(Уровень цен) P P1 A В P2 AD Y (Реальный ВВП) ВНП1 ВНП2 Рис.1. Кривая AD. |
Ценовые факторы влияющие на AD:
1). Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков (эффект Пигу) - высокий уровень цен сокращает расходы на потребление.
2) Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги (MS) и повышая %-ную ставку, сокращает величину спроса (реальный объем произведенного продукта), на который предъявляется спрос.
3) Эффект внешней торговли (импортных закупок) - При повышении цен внутри страны уменьшается AD на отечественные товары и увеличивается на импортные товары.
Неценовые факторы влияющие на AD:
1) изменения в потребительских расходах;
(Уровень цен)P
Повышение |