1. Понятие "предпринимательская идея". Ее элементы.
2. Предпринимательский риск.
3. Предпринимательский успех.
1. Понятие «идея» раскрывает умственную форму познания явлений и процессов объективной деятельности, которая содержит осознание цели и пути ее практической реализации. Исходя из этого, можно определить сущность предпринимательской идеи.
Предпринимательская идея — конкретное целостное знание о целесообразности и возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, а также четкое осознание цели такой деятельности, путей и средств ее достижения.
Элементами такого целостного знания являются:
1) осознание необходимости работать на границе своих способностей (физических, умственных, организаторских и др.);
2) отказ от предыдущего вида занятий, профессии и т.п.;
3) стремление стать владельцем, прежде всего владельцем предприятия (отказ от работы на других лиц);
4) стремление постоянно увеличивать свое богатство путем создания товаров и услуг, необходимых для общества;
|
|
5) стремление в такой способ реализовать свою цель, добиться признания в обществе и даже влияния на политику;
6) четкое осознание путей получения ресурсов для создания собственного предприятия или трудностей при его создании при наличии собственных накоплений;
7) знание определенного вида предпринимательской деятельности, путей создания предприятия в соответствующей сфере или области народного хозяйства;
8) умение выбрать оптимальную организационную и организационно-правовую форму его существования;
9) знание возможных рисков, которые ожидают деятельность предприятия и умение управлять ими, нейтрализовать наиболее плохие отрицательные стороны;
10) умение организовать учет на предприятии и знание основ такого учета;
11) знание внешних факторов, которые влияют на предпринимательскую деятельность: действующего законодательства, форм и средств экономической политики, конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей.
Конкретным проявлением предпринимательской идеи есть идея создания нового товара или услуги.
Новый товар — товар, который принципиально отличается от имеющихся на рынке товаров или имеет серьезные качественные усовершенствования сравнительно с товарами-аналогами относительно потребительских качеств, дизайна, формы и т.п.
Источниками формирования предпринимательских идей обычно считают:
1) товарный рынок;
2) географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства;
3) достижения науки и техники;
4) новые возможности применения уже производимого товара или продукта;
|
|
5) не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные
потребительские запросы.
2. Предпринимательский риск - это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.
Существует множество подходов к классификации риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетера, который выделяет два вида риска:
- риск, связанный с возможным техническим провалом производства (сюда же относится также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями);
- риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.
С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации.
Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности.
Исходя из этого следует различать предпринимательские риски:
1) риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
2) риск, связанный с личностью предпринимателя;
3) риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние.
3. Стремление быть удачливым - одно из основных естественных желаний человека, в силу чего содержанием всех видов человеческой активности является стремление к успеху.
Понятие успеха довольно часто встречается среди начинающих предпринимателей.
В предпринимательстве успех связывается с разными о нем представлениями. Есть предприниматели, которые считают большим успехом практическую реализацию своей идеи. Другие считают успехом получение крупных прибылей, третьи - если их действия помогли избежать краха. А для ряда предпринимателей считается успехом возможность расширения своего производства. Есть те, кто помышляет о сокращении числа занятых, но есть и другие - те, кто стремится к созданию новых рабочих мест.
В основе предпринимательского успеха - не только достижения, но и большая ответственность. В отличие от обычных людей - рабочих, служащих и т. д. - предприниматель сознательно идет на неограниченный рабочий день, риск потери капитала, нефиксированный (ничем не гарантированный) доход, готов приспосабливаться к существующим условиям и приобретать новые знания, брать на себя полный объем ответственности как за состояние дел на производстве, так и за людей, работающих на нем.
Считается, что в предпринимательстве понятие успеха связано, прежде всего, с достижением полного (или близкого к полному) результата, планируемого вначале реализации предпринимательского проекта или предпринимательской идеи.
Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается, прежде всего, с моральными и этическими, а уж затем финансовыми моментами («Я являюсь единственным производителем такого товара» или «.Только у меня можно получить такой качественный товар», или «Никто не верил, что я смогу наладить это производство»). Таким образом, предпринимательский успех связывается в первую очередь с идеей, желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий и т. д. Деньги, капитал, прибыль - все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.
|
|
В целом сегодняшняя предпринимательская среда России состоит как бы из двух отдельных секторов. Один из них образован теми, кто ставит своей целью зарабатывание денег любым доступным способом - неважно, чем заниматься, лишь бы это сулило доход, и чем больше, тем лучше. Таких предпринимателей большинство. Вторая группа образована теми предпринимателями, кто имеет детально разработанную и строго ориентированную на какую-то определенную цель программу деятельности. Входящие в эту группу предприниматели, естественно, тоже мечтают заработать «большие деньги», но они не полагаются на любой возможный случай, а рассчитывают достичь этой цели через реализацию своей конкретной идеи.
Необходимо стремиться к предпринимательскому успеху, а конкретный путь к нему зависит и от умения самого предпринимателя избрать деловую стратегию, и от тех условий, которые сопровождают деятельность предпринимателя.