Конкурентоспособность товара на потребительском рынке

В докладе президентской комиссии США (1985 г.) дается следующее определение: «Конкурентоспособность — степень, с которой нация при свободных и справедливых условиях рынка производит товары и услуги, удовлетворяющие требования мирового рынка, формируя и увеличивая при этом реальные доходы своих граждан». В докладе Всемирного экономического форума, прошедшего в 2000 г., дается более узкое определение: «Конкурентоспособность — способность национальных предпринимателей создавать, производить и продавать товары и услуги, ценовые и неценовые качества которых более привлекательны, чем у аналогичной продукции зарубежных конкурентов». Так или иначе, конкурентоспособность в данных определениях трактуется как показатель привлекаемости продукции для потребителя. Как правило, в экономической литературе приводятся следующие факторы, влияющие на конкурентоспособность: качество, цена, обслуживание и реклама. Среди альтернативных идей, касающихся факторов конкурентоспособности, можно привести мнение В. А. Лапидуса, который выделяет следующие: технический уровень производства, технический уровень продукции, уровень организации производства и др.

Отличительными особенностями конкурентоспособности от качества следующие:

1. оценку конкурентоспособности дает только потребитель;

2. конкурентоспособность продукции можно определить только путем сравнения её с аналогичными товарами других фирм на данном рынке;

3. конкрурентоспособность носит временный характер.

Условиями обеспечения конкурентоспособности являются (по Е.Б. Герасимовой, Б.И. Герасимову, А.И. Сизикину):

1 применение комплексного и системного подхода к развитию рыночных отношений (многообразие форм собственности, совершенствование планирования, международная интеграция, действие механизма конкуренции, антимонопольного законодательства, охрана окружающей среды и др.);

2 обеспечение действенности механизма функционирования системы законов рынка: закона равновесной цены, закона убывающей доходности, закона экономии в масштабе производства и др.);

3 обеспечение единства развития техники, технологии, экономики управления;

4 применение современных методов исследования (функционально-стоимостного анализа, моделирования, прогнозирования, оптимизации и т.д.);

5 система обеспечения конкурентоспособности объекта с ориентацией на интересы потребителей;

6 взаимосвязь функций управления любым процессов на всех стадиях жизненного цикла объекта.

Таким образом, конкурентоспособность — это многогранное понятие, в состав которого включается качество продукции. Она показывает степень конкуренции субъекта производства продукции конкурировать с аналогичными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Для определения стратегии развития конкурентоспособности фирмы, необходимо проводить маркетинговые исследования её товара на рынке.

Конкурентоспособность определяется качеством товара, однако она ограничена его ценой. Кроме того, значительное влияние на конкурентоспособность оказывают следующие факторы: мода, имидж, реклама, бренд и т.д.

В теории маркетинга конкурентоспособность товара характеризуется показателями полезности, затратами на потребление, техническим обслуживанием, ремонтом, хранением, утилизацией; показателями конкурентоспособности предложения (способы предложения продукции, каналы сбыта, сервисное обслуживание. На рис. 1 показаны основные параметры конкурентоспособности, которые включают следующее: технические, экономические и нормативные параметры.

Оценка конкурентоспособности производителя основывается на сопоставлении с соответствующей продукцией/услугой других фирм. Показатель конкурентоспособности определяется отношением полезного эффекта к цене потребления. Полезный эффект товара – это его качество.

Основным условием обеспечения конкурентоспособности является сбор качественной информации для прогнозирования тенденции развития и определения будущих потребностей потребителей и цены, которую они готовы заплатить за удовлетворение своих нужд.


Рис. 1 Параметры, влияющие на конкурентоспособность продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: