Наибольшее распространение получили стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО). В марте 1987 г. ею была выпущена первая серия международных стандартов ИСО 9000—9004, где сконцентрировался мировой опыт стандартизации. В 1994 г. вышла вторая редакция стандартов этой серии, которая включила 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000). В дальнейшем эти стандарты периодически изменялись. Обновление стандартов связано с разработкой рекомендаций, уточнении базовых стандартов в конкретных областях деятельности и т.д.
Первоначально ИСО 9000 разрабатывался как шаблон для стандартов, с помощью которого предприятия сертифицируют своих поставщиков. Однако, уже в 90-х гг. стандарт преобразовался в форму оценки схемы работы предприятий со своими клиентами.
Однако, история создания стандартов ИСО уходит в более далекое прошлое. После Второй Мировой войны основные требования к качеству были сформулированы в соответствующих ведомствах США: стандарты министерства обороны, в союзнических публикациях по обеспечению качества НАТО и др. Вместе с тем компании различных отраслей также стали создавать собственные стандарты системы качества и реализовывать их в процессе соей деятельности с поставщиками. Появилась необходимость сокращения числа стандартов. С этой целью Британский институт стандартов переработал военные стандарты для применения их в промышленности., результатом чего стала публикация стандарта BS5750, части 1—3 в 1979 г. В конечном итоге возникла необходимость публикации международного стандарта, итогом чего стало появление первого ИСО 9000 в 1987 г. Сегодня многие страны перевели стандарты ИСО и используют их в качестве национальных более чем в 90 странах мира. Так, например, в России ему соответствует ГОСТ Р ИСО 9001, 90002, 9003 и 10011-1,2,3.
Целью создания стандартов ИСО 9000 является помощь в определении потенциальных поставщиков, которые обладают эффективной системой качества. Кроме того, стандарт позволяет уменьшить затраты на качество в результате возникновения доверия между предприятиями-партнерами. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер для широкого спектра предприятий.
Стандарты семейства ИСО 9000 условно можно разделить на группы и виды (табл. 4)
Таблица 4
Группы и виды стандартов ИСО 9000.
Группа стандартов | Вид стандартов |
Стандарты, по которым проводится сертификация | ISO 9001 - Модель управления качеством в конструировании/разработке, производстве, установке и обслуживании. ISO 9002 - Модель управления качеством в производстве, обслуживании и установке. ISO 9003 - Модель управления качеством в окончательной приемке и тестировании. |
Руководство по внедрению | ISO 9000-1 - Руководство по выбору и использованию. ИСО-9000-4 - руководство по программе надежности ИСО-9004- описательная характеристика товара ИСО-9004-1- описание элементов в составе продукции ИСО-9004-2-руководящие указания по системам качества услуг. |
Следует особенно обратить внимание на отличительные особенности ИСО 9000 и концепции TQM (табл.)
Таблица 5
Отличительные особенности ИСО 9000 и TQM
ИСО 900 | Концепция TQM |
Нет необходимости в ориентации на определённого потребителя | Ориентация на определенного потребителя |
Ориентация на технические процессы и системы | Ориентация на концепции и инструменты, методологию |
Вовлечение всех сотрудников не обязательно | Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие |
Ответственность за качество оформления документов может возлагаться на подразделение в целом | Каждый сотрудник организации ответственен законодательству |
Нет направленности на непрерывное совершенствование | TQM немыслимо без непрерывного совершенствования |
В основном статичность процессов и корпоративной культуры | Подразумевается изменение процессов и культуры организации |
Стандарты ISO 9000 и 9001 учитывают следующие основные принципы:
1) ориентированность организации на потребителя
2) роль руководства в объединении целей управления и внутренней среды организации
3) вовлечение работников для использования их способностей на благо организации
4) подход к управлению, как к процессу
5) системный подход к менеджменту
6) постоянное улучшение, как цель организации
7) метод принятия решений, основанный на фактах
8) взаимовыгодное отношение к поставкам.