Международная система качества ИСО-9000. История разработки, цели и задачи, стандарты данной системы

Наибольшее распространение получили стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО). В марте 1987 г. ею была выпущена первая серия международных стандартов ИСО 9000—9004, где сконцентрировался мировой опыт стандартизации. В 1994 г. вышла вторая редакция стандартов этой серии, которая включила 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000). В дальнейшем эти стандарты периодически изменялись. Обновление стандартов связано с разработкой рекомендаций, уточнении базовых стандартов в конкретных областях деятельности и т.д.

Первоначально ИСО 9000 разрабатывался как шаблон для стандартов, с помощью которого предприятия сертифицируют своих поставщиков. Однако, уже в 90-х гг. стандарт преобразовался в форму оценки схемы работы предприятий со своими клиентами.

Однако, история создания стандартов ИСО уходит в более далекое прошлое. После Второй Мировой войны основные требования к качеству были сформулированы в соответствующих ведомствах США: стандарты министерства обороны, в союзнических публикациях по обеспечению качества НАТО и др. Вместе с тем компании различных отраслей также стали создавать собственные стандарты системы качества и реализовывать их в процессе соей деятельности с поставщиками. Появилась необходимость сокращения числа стандартов. С этой целью Британский институт стандартов переработал военные стандарты для применения их в промышленности., результатом чего стала публикация стандарта BS5750, части 1—3 в 1979 г. В конечном итоге возникла необходимость публикации международного стандарта, итогом чего стало появление первого ИСО 9000 в 1987 г. Сегодня многие страны перевели стандарты ИСО и используют их в качестве национальных более чем в 90 странах мира. Так, например, в России ему соответствует ГОСТ Р ИСО 9001, 90002, 9003 и 10011-1,2,3.

Целью создания стандартов ИСО 9000 является помощь в определении потенциальных поставщиков, которые обладают эффективной системой качества. Кроме того, стандарт позволяет уменьшить затраты на качество в результате возникновения доверия между предприятиями-партнерами. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер для широкого спектра предприятий.

Стандарты семейства ИСО 9000 условно можно разделить на группы и виды (табл. 4)

Таблица 4

Группы и виды стандартов ИСО 9000.

Группа стандартов Вид стандартов
Стандарты, по которым проводится сертификация ISO 9001 - Модель управления качеством в конструировании/разработке, производстве, установке и обслуживании. ISO 9002 - Модель управления качеством в производстве, обслуживании и установке. ISO 9003 - Модель управления качеством в окончательной приемке и тестировании.
Руководство по внедрению ISO 9000-1 - Руководство по выбору и использованию. ИСО-9000-4 - руководство по программе надежности ИСО-9004- описательная характеристика товара ИСО-9004-1- описание элементов в составе продукции ИСО-9004-2-руководящие указания по системам качества услуг.

Следует особенно обратить внимание на отличительные особенности ИСО 9000 и концепции TQM (табл.)

Таблица 5

Отличительные особенности ИСО 9000 и TQM

ИСО 900 Концепция TQM
Нет необходимости в ориентации на определённого потребителя Ориентация на определенного потребителя
Ориентация на технические процессы и системы Ориентация на концепции и инструменты, методологию
Вовлечение всех сотрудников не обязательно Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие
Ответственность за качество оформления документов может возлагаться на подразделение в целом Каждый сотрудник организации ответственен законодательству
Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслимо без непрерывного совершенствования
В основном статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

Стандарты ISO 9000 и 9001 учитывают следующие основные принципы:

1) ориентированность организации на потребителя

2) роль руководства в объединении целей управления и внутренней среды организации

3) вовлечение работников для использования их способностей на благо организации

4) подход к управлению, как к процессу

5) системный подход к менеджменту

6) постоянное улучшение, как цель организации

7) метод принятия решений, основанный на фактах

8) взаимовыгодное отношение к поставкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: