Теория справедливости. Теория различий в результатах

Теория двух факторов

Теория различий в результатах

Данная теория утверждает, что степень удовлетворенности работой определяется различием между реально достигаемыми результатами и результатами, которые хочет получить индивид или же считает для себя должными, т.е. неудовлетворенность возникает, когда стандарт реальных результатов оказывается ниже стандарта результатов ожидаемых. Иными словами, величина удовлетворенности или неудовлетворенности определяется зависимости от направленности и величины различий. В зависимости от того, чем при сравнении реально достигнутых результатов усматривается критерий, порождающий различия, Катцель (Katzell, 1964) предполагает, что Данный критерий состоит в стандартах, которые желает получить индивид, Локк (1968) - в стандартах, получения которых требует индивид, и Портер (1961) - в стандартах, которые, как надеется индивид, он должен получить.

Данная теория, разграничивая факторы удовлетворенности и неудовлетворенности работой, утверждает, что удовлетворенность работой вызывается совершенно иными причинами, чем неудовлетворенность. Здесь факторы удовлетворенности представляют собой признание, автономность, ответственность, чувство успеха, саму работу и т.п., которые влияют только на удовлетворенность работой и не влияют на неудовлетворенность ею. Напротив, удовлетворенность работой испытывает влияние факторов неудовлетворенности, к которым относятся зарплата, условия работы, поведение и человеческие взаимоотношения с осуществляющими контроль лицами и коллегами и т.п., т.е. устранение факторов неудовлетворенности работой еще не влечет за собой удовлетворенности ею.

Характерным представителем этой теории является Герцберг (Herzberg), согласно утверждениям которого руководители и менеджеры в целях повышения удовлетворенности сотрудников работой должны проявлять более глубокий интерес к внутренним факторам работы, связанным с работой как таковой.

Источник теории справедливости можно усмотреть в теории дисгармонии познания Фестингера (Festinger), причем Адаме предложил данную теорию в систематизированном виде, связав ее с мотивацией.

Данная теория утверждает, что индивид, сравнивая соотношение между собственными затратами и результатами с соотношением затрат и результатов у других людей, ощущает удовлетворенность, если считает результаты сравнения справедливыми, и неудовлетворенность, если считает их несправедливыми. Если затраты больше результатов или порождаемые результаты больше затрат, все осознают это как несправедливость. Иными

словами, если по сравнению с другими людьми собственные результаты оказываются больше усилий и получается чрезмерно крупное вознаграждение, то возникает чувство вины, а в случае чрезмерно низкого вознаграждения возникают чувства недовольства или гнева.

Здесь подчеркивается, что критерий суждений индивида о балансе между собственными затратами и вознаграждением основывается на соотношении между затратами и вознаграждением у своих коллег, выполняющих в том же коллективе такую же работу, или же работающих в других компаниях той же отрасли.

Основной вывод из данной теории заключается в том, что интенсивность работы снижается, пока люди не начнут думать, что они получают справедливое вознаграждение за свою работу. Поскольку существуют различия в вознаграждении, следует, выдвигая в качестве причины различия в эффективности работы, объяснять получающим низкое вознаграждение сотрудникам, что если их результаты достигнут уровня других людей, они будут получать столь же высокое вознаграждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: