Теория Стоу и Саланчика. Кантер (Kanter, 1968) на основе требований, предъявляемых организацией к поведению своих членов, предложил три типа преданности

Теория Кантера

Кантер (Kanter, 1968) на основе требований, предъявляемых организацией к поведению своих членов, предложил три типа преданности.

Преданность на основе стажа является рассудочной ориентацией, основанной на расчетах: будет ли выгодным участвовать в организации и оставаться ее членом. Встречается тогда, когда жертвы и вклад индивидов-

членов в организацию обременительны или требуют больших расходов, чем уход из организации.

В качестве метода повышения преданности на основе стажа он приводит способы, заставляющие индивида в обмен на членство в организации от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать, сделать вклад своим временем, усилиями и т.п.

Иными словами, жертвы направлены на то, чтобы устранить альтернативные меры, которые могут быть приняты индивидом, а вклад должен побудить индивида оставаться в организации и продолжать участвовать в ней, если он хочет получить обратно вложенное в организацию.

Преданность на основе сплоченности, представляя собой привязанность к социальным отношениям внутри организации, возникает путем разрыва прежних социальных связей индивида или же связывая его с группой в единое целое посредством сознания, позволяющего повысить сплоченность группы.

Посредством ориентации новых сотрудников, публичных объявлений о вновь нанимаемых сотрудниках, использования униформы и значков организация проводит разнообразную деятельность в целях развития у своих членов психологической привязанности. Все эти усилия повышают сплоченность сотрудников и их преданность организации.

Управляемая преданность означает привязанность к нормам организации, позволяющим придавать поведению ее членов желаемое направление. Она возникает, когда сотрудники верят, что нормы и ценности организации играют важную руководящую роль в их поведении и влияют на их повседневное поведение. При управляемой преданности цели и ценности организации совпадают с индивидуальными, поэтому поведение демонстрирует направленность на оценку, что соответствует фрейдистскому понятию Супер -эро, связывающего индивида с общественными нормами. Иными словами, члены организации отказываются от своих прежних норм и заново формируют концепцию собственного «я» в категориях норм и ценностей организации.

Стоу и Саланчик на основе различий между преданностью в понимании ученых, исследующих организационное поведение, и преданностью в понимании социальных психологов предлагают два ее типа.

Преданность как позиция

Исследователи организационного поведения применяют термин «преданность организации» при объяснении процесса отождествления членами организации ее целей и ценностей со своими и их желания оставаться членами данной организации. Поэтому она проявляется как направленность поведения на сохранение членства в организации и интенсивные усилия на ее благо, а также как активная позитивная позиция в отношении организации.

Поведенческая преданность

Данный подход часто встречается в работах социальных психологов при объяснении нерациональных явлений, центральное место среди которых занимают процессы, в ходе которых прошлое поведение индивидов не дает им выйти из организации.

Многие ранние исследования поведенческой преданности были предприняты Бейкером (1964), который объясняет преданность организации как процесс, в ходе которого члены организации делают на нее ставку.

Преданность как позиция включает в себя принятие целей организации и волю прилагать усилия для их достижения, тогда как в случае поведенческой преданности большой интерес проявляется лишь к тому, как индивид оказывается привязанным к организации, поэтому при поведенческой преданности индивид получает эффект психологического усиления, оправдывая собственное положение и придавая ему рациональные доводы, чтобы показать, что он сделал правильный выбор.

При преданности как позиции в фокусе находится процесс осмысления сотрудниками собственных отношений с организацией. Они могут осмысливаться как психическое состояние, которое учитывается в тех рамках, в которых сами сотрудники отождествляют собственные цели и ценности с целями и ценностями организации. Напротив, поведенческая преданность имеет дело с тем, какого рода организацией связан индивид и как он будет решать данную проблему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: