Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение

Таблица 1

Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом

Основные направления деятельности практического психолога

Социальный заказ на работу практического психоло­га формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Пер­выми осознали важность и нужность особого вида деяте­льности психолога — практической — представители про­фессий типа «человек-человек» (по типологии Е. А. Кли­мова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наиболь­шее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов-психологов в учрежде­ниях и организациях самого различного профиля для рабо­ты с персоналом.

Активно развивается практическая психология в биз­несе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возник­ла нужда в психологах-имиджмейкерах, психологах, уме­ющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требую­щий от него ясного понимания обращенных к нему ожи­даний. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психоло­гической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организа­ции или других людях).

Пользователь — человек, получающий отпсихолога психологическую информацию.

По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отра­женные в таблице:


Задачи взаимодействия клиента и психолога

Задачи взаимодействия клиента с психологом Система оценок психологической информации клиентом Задача психолога при работе с таким заказом
Социальные задачи «правильно — неправильно» изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете
Этические задачи «хорошо — плохо» показать ограниченность этой оценочной шкалы
Нравственные задачи «добро - зло» продемонстрировать условность добра и зла, не­тождественность их крите­риев для разных людей
Психологические задачи гибкая система оценок оказать психологическую помощь

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практи­ческий психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных на­правлений профессиональной деятельности практическо­го психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психо­логической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляет­ся задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жиз­недеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».

Несколько иной подход появился уже в середине вось­мидесятых годов. Основная идея этого подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содейст­вие». Суть новой позиции не сводилась, разумеется, толь­ко к замене термина. Речь шла о том, что работать психо­логу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного уча­стника, содействующего ученикам, учителям, родителям.

Почти одновременно с термином «содействие» поя­вился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться та­кие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно за­крепилось в профессиональной психологической речи.

Пожалуй, из-за того, что слишком очевидно «выпирает» его «костыльное» содержание. Действительно, поддержка, подпорка нужна, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс не «держится», то вряд ли ему помогут «психологические костыли».

В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочета­ние «психологическое сопровождение». Идеология со­провождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а со­здавать условия для совершения им осознанного, ответст­венного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощ­ник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога в парадигме сопро­вождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ре­бенку для самостоятельного решения. Но бывают момен­ты, когда он должен стремительно вмешаться, или остано­вить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Структура и основные разделы практической психологии

1) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений про­цесса приспособления к среде) персонала органи­зации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благопри­ятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: