Сравнительный анализ групповой и индивидуальной форм психологической работы

Формы практической психологической работы

Основные направления психотерапии

Поведенческий подход

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы че­ловека и аномалии личности как выражение выработан­ного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотера­пия связана с необходимостью формирования у обратив­шегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи меж­ду условным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);

наказания (сочетание неприятного воздействия с си­туацией, обычно приятной);

систематической десенсибилизации (сочетание состо­яния релаксации с предъявлением ситуации, вызываю­щей тревогу);

викарного научения (термин «викарный» означает «за­мещающий»: обучение осуществляется не через органи­зацию собственного опыта клиента, а через предъявле­ние моделей оптимального поведения).

Под нейролингвистическим программированием (НЛП) его авторы — Р. Бэндлер и Д. Гриндер — понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межлич­ностной коммуникации путем выделения структуры процесса.

Направ­ление Объект воздейст­вия Причины невроза или других психологических проблем Основной метод Основная задача психотерапии
Психоа­налити­ческое Конфликт между «Сверх-Я» и «Оно» Деструктивное действие механиз­мов психологиче­ской защиты Интерпре­тация Осознание пациентом внутреннего конфликта
Экзи­стенци­ально -гумани­стиче­ское Становле­ние лично­сти Блокирование внутриличност-ных ресурсов Помощь в самоосоз-навании и личност­ном росте Интеграция адекватного целостного «Я» и расширение пространств бытия
Пове­денче­ское Поведение Неправильное на­учение, привед­шее к неадаптив­ному поведению Формиро­вание на­выков Обучение но­вым адаптив­ным способам поведения
Групповая психологическая работа Индивидуальная психологическая работа
- групповой опыт противо­действует отчуждению; - отчуждение может возник­нуть при индивидуальной работе с психологом — ведь кли­ент, взаимодействуя только с консультантом, часто не мо­жет избавиться от ощущения, что его проблема единствен­ная в своем роде;
- группа способна отразить общество в миниатюре; - смоделировать сложное пространство человеческих отношений в социуме почти невозможно при индивидуальной психологической работе;
- возможность по­лучения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; - человек может обучаться новым умениям, экспериментиро­вать с различными стилями отношений среди равных парт­неров; - группа дает возможность «репети­ции поведения» в тех или иных ситуациях; - в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего по­нимания его и себя и для знакомства с новыми эффектив­ными способами поведения, применяемыми кем-то; - взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологиче­ские проблемы каждого; - группа облегчает процессы само­раскрытия, самоисследования и самопознания; - индентифицироваться клиенту кроме как с психоло­гом больше не с кем; - не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожно­стью, излишне эмоциональные, способные к сильным про­явлениям афессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности;

Под обратной связью в общении понима­ется процесс и результат получения информации о состоя­ниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта.

Под тренинговыми группами в настоящее время пони­мают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентиро­ванный на оказание помощи каждому в решении разнооб­разных психологических проблем и в самосовершенство­вании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: