Формы практической психологической работы
Основные направления психотерапии
Поведенческий подход
Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотерапия связана с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:
• позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);
• наказания (сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно приятной);
• систематической десенсибилизации (сочетание состояния релаксации с предъявлением ситуации, вызывающей тревогу);
• викарного научения (термин «викарный» означает «замещающий»: обучение осуществляется не через организацию собственного опыта клиента, а через предъявление моделей оптимального поведения).
Под нейролингвистическим программированием (НЛП) его авторы — Р. Бэндлер и Д. Гриндер — понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса.
Направление | Объект воздействия | Причины невроза или других психологических проблем | Основной метод | Основная задача психотерапии |
Психоаналитическое | Конфликт между «Сверх-Я» и «Оно» | Деструктивное действие механизмов психологической защиты | Интерпретация | Осознание пациентом внутреннего конфликта |
Экзистенциально -гуманистическое | Становление личности | Блокирование внутриличност-ных ресурсов | Помощь в самоосоз-навании и личностном росте | Интеграция адекватного целостного «Я» и расширение пространств бытия |
Поведенческое | Поведение | Неправильное научение, приведшее к неадаптивному поведению | Формирование навыков | Обучение новым адаптивным способам поведения |
Групповая психологическая работа | Индивидуальная психологическая работа |
- групповой опыт противодействует отчуждению; | - отчуждение может возникнуть при индивидуальной работе с психологом — ведь клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема единственная в своем роде; |
- группа способна отразить общество в миниатюре; | - смоделировать сложное пространство человеческих отношений в социуме почти невозможно при индивидуальной психологической работе; |
- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; - человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; - группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях; - в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; - взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; - группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; | - индентифицироваться клиенту кроме как с психологом больше не с кем; - не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям афессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности; |
Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта.
Под тренинговыми группами в настоящее время понимают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.