Реальность и сознание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ. НАУКА И КУЛЬТУРА

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Тимощук А.С.

Концепции современного естествознания: Лекции; Автор и сост.: Алексей Станиславович Тимощук. Владимир, 2009. 112 с.

 
 

В пособии по КСЕ реализован повествовательный подход к естественным наукам. Рекомендовано слушателям очной и заочной формы обучения по всем гуманитарным специальностям. Последнюю версию пособия можно найти на сайте кафедры гуманитарных дисциплин ВЮИ ФСИН России:https://www.elcom.ru/~human Обратная связь: (4922) 53-48-50 (сл.), 46-54 (вн.), +7-920-901-78-80, +7-915-768-63-75, human@vui.vladinfo.ru

Наука – это социально признанная рациональная форма мировоззрения с особыми требованиями к проверке знаний. Признаками научного знания являются: согласованность, проверяемость, универсальность, опровержимость. Научное знание состоит из научного факта и научной теории. Научный факт – это знание, достоверность которого доказана, а научная теория – система знаний о какой-то области.

Научное познание неоднородно. Науки, выбирающие в качестве объекта исследования все формы и структуры неживой и живой природы – это фундаментальные естественные науки (физика, химия, биология и др.). Для них характерно изучение исключительно типических, универсальных процессов, строгая объективность, выражение законов в математических формулах и количественных отношениях.

Гуманитарные науки (философия, юриспруденция, история и др.) объектом познания выбирают общественные отношения. Для гуманитарных наук свойственна индивидуальная оценка явлений. Так, правовые отношения меняются от страны к стране. Россия, Китай, Саудовская Аравия отличаются источниками права, правовыми нормами, видами наказания, однако во всех этих странах одинаково действуют законы гравитации и элекромагнетизма. Поэтому естественные науки имеют больше возможности для проверки знаний. Они не только могут выдвинуть научное предположение, основанное на уже известных фактах (гипотеза), проверить его логически, на математических моделях, но и провести опытную проверку знания. Законы гравитации, гидравлики, электростатики и др. многократно подверждаются экспериментально, чего нельзя сказать об истинах права, например. Таким образом, объект познания естественных наук является устойчивым, более жёстким, в отличие от гуманитарных наук. В этом смысле гуманитарные науки обладают особой сложностью и ответственностью. Так, ошибка в естественных науках, допущенная, например, при расчёте несущей конструкции здания, может стоит жизни сотням (тысячам) людей. Однако ошибки в управлении обществом могут стоить жизни миллионам.

Как часть культуры естествознание не может заменить другие ее феномены, такие как искусство, религию, миф, философию, идеологию, политику. Укажем на отличия естествознание от иных форм мировоззрения.

  Религия Философия Естествознание
Объект позн. Сверхъестественный мир Общие закономерности бытия Эмпирическая природа[1]
Отношение к разуму Догматическое, некритическое, нерациональное неэмпирическое Систематическое, самокритичное, рациональное, неэмпирическое Систематическое, самокритичное, рациональное, эмпирическое
Объективность[2] Субъективное Корпоративное Объективное
Причинно-следственная зависимость Вера в существование независимой первопричины, которой является Бог Непрерывность причинной цепи, каждый член которой является и и причиной и следствием. Причина – это «компонента» явления, следствие – его «результирующая» При действии причины следствие происходит в будущем. Причина – это событие, котоорое вызывает изучаемое и обязательно ему предшествует.
Цель Спасение души Объяснение мира Изменение мира
Ценности Религия имеет четкую ценностную структуру Ценности спекулятивны В целом, нейтрально к ценностям

Ни одна из форм мировоззрения не может претендовать на полное понимание действительности, ибо действительность бесконечна, а познавательные способности человека ограничены. Фактически полное интеллектуальное «схватывание» реальности невозможно, однако человеку по силам выстроить некую познавательную иерархию, отвечающую его субъективному мироощущению.

Современная наука – это исторический и культурный феномен, что означает, что это конкретное отношение к реальности развилось постепенно, под влиянием определенных условий. Также исторична сама установка на то, что научное мировоззрение есть самая совершенная форма сознания.

Доклассический идеал науки

Если под наукой понимать систематическое знание о физическом мире, полученное с целью преобразования внешней среды, то такое знание имело место во всех древних цивилизациях. Под термином «цивилизация» в данном контексте мы понимаем письменную, городскую культуру, опиравшуюся в экономике не на собирательство и охоту, а на сельское хозяйство. И действительно, в Древнем Шумере, Египте, Индии, Китае, доколумбовой Америке можно найти достижения той, древней науки. Они выражаются в мегалитических постройках, астрономических расчетах, различных механизмах и устройствах, а также в свидетельствах хирургического вмешательства. Рассмотрим особенности доклассического идеала науки.

Прикладное значение науки. Первая наука была тесно связана с практикой и ориентировалась на решение конкретных задач – строительство пирамид, расчет лунных и солнечных затмений, предсказание погоды и т.д. Перед Архимедом стояла задача раскрыть факт подделки золота. Развивались, прежде всего, математика и геометрия, астрономия и астрология, медицина. Наука нацелена на успешный результат в практической деятельности и не распространяет свое суждение на теоретическое истолкование мира.

Синкретизм науки. Доклассическая наука существует наравне с мифом, религией. Пифагор не только открывал математические истины, он также и поклонялся им. Платон выдвигал обязательным требованием зачисления в свою школу знание геометрии, но учил он эзотерическим предметам. В области права, уже начиная с древности, научный метод применялся при раскрытии преступлений, связанных с обвесом покупателей, обнаружении подделок (Архимед). Наряду с этим правосудие в древности прибегало к ордалиям и другим иррациональным способам дознания.

Экология науки. Доклассическая наука не вмешивается в природу Природа была местом, в котором велось рассуждение, она не противопоставлена субъекту. Мир – это целый космос; микрокосмос (мир человека) подобен целому космосу. Теоретические построения древних греков были совершенно оторваны от эксперимента, т.к. вмешиваться в природу было запрещено. Природа – это единое бытие и человек есть часть его, вмешиваться в это бытие он не может, только наблюдать. Например, судебная медицина не прибегала к вскрытию человека в целях установления причины смерти.

Феноменология науки. Доклассическая наука объясняет явление, а не сущность вещи. Так, природа у Аристотеля – это один из видов бытия, который можно описывать как движения физических тел. Физика Аристотеля опирается на принцип явления и сущности. Явления целесообразны, умопостигаемы и не проверяемы на опыте. Аристотель разделял физические процессы «подлунного» мира (макромир) и надлунный мир (мегамир). Подлунный мир – это область беспорядочных неравномерных движений, и все тела в ней состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как самый тяжелый элемент, занимает центральное мест, над ней последовательно размещаются оболочки воды, воздуха и огня. Область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд (мегамир) является областью вечных равномерных колебаний, а звезды состоят из пятого элемента (quinta essentia) – эфира. В целом, аристотелевская физика на уровне своего времени с единой точки зрения объясняла наблюдаемые перемещения небесных тел и давала возможность предвычислять их будущие положения.

В античной Греции происходят сдвиги в научном мировоззрении. Достижения натурфилософов и становятся предпосылками классической науки:

1. Появляются мыслители, сочетающие в себе теоретическое и практическое и мировоззрение (Фалес, Анаксимандр, Аристотель). Практический метод получения знаний основан на измерении, наблюдении, опытах. Аристотель выскрывал трупы животных, описывал их анатомию, группировал по сходству (кровяные, бескровные).

2. Закладываются рациональные (теоретические) основания новой науки. Одна традиция связана и Платоном (427–347 до н.э.), а другая – с Аристотелем (384–322 до н.э.). Начиная с Сократа, учителя Платона, появляется установка на различение эмпирической действительности и действительности теоретической. Аристотель занимается систематизаций знания, утверждает логическую систему доказательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: