Главной особенностью первобытной культуры, из которой вытекают все остальные, является синкретизм, т.е. нерасчлененность ее основных элементов, всех форм культурной жизни. На первобытном этапе развития культуры мышление было вплетено в деятельность, существовало как деятельность. Труд был неотделим от магии, которая была его неотъемлемым компонентом, а магия была неразрывно связана с первобытным искусством, которое создавало ритуальные предметы.
Коллективизм. Со времени зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура. В эту древнейшую эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, а с другой стороны, будучи готовым пожертвовать ради общины всем – даже самой жизнью. Община воспринималось древними людьми как некое живое существо, для которого человек – всего лишь составной элемент, интересами которого при необходимости можно поступиться в целях спасения всего организма. Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Женщина, соответственно, играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй получил название матриархата. Традиции матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив специфический стиль, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры так называемых «палеолитических Венер» – женских статуэток с гипертрофированными признаками пола).
|
|
Практический характер всей деятельности первобытных людей. Это означает, что не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили одной главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались на основе многовекового практического опыта как необходимые условия нормального существования человеческого общества.
Антропоморфный характер – наложение присущих человеку признаков и свойств на природные объекты и явления, что послужило основой для последующего их одухотворения и обожествления, что было характерно для подавляющего большинства древнейших религиозных верований.