double arrow

Модель социокультурной динамики П.Сорокина

П. Сорокин (1889-1968)– русский мыслитель, социолог, высланный в 1922 году из Советской России. С 1923 года и до смерти жил в США, был профессором Гарвардского университета, где основал факультет социологии. Именно ему принадлежит одна из первых крупнейших работ о социокультурной динамике. В 30-х годах вышел его четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика»

Фундаментом культуры, по Сорокину, являются ценности. Культура представляет единство, все части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность. Ориентация культуры на определенную ценность является ее основой. В истории культуры Сорокин выделяет три типа: идеациональную, идеалистическую и чувственную.

Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К. этому типу он относит культуру Брахманской Индии, буддийскую культуру, а также культуру средневековья до конца ХИ в. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. Здесь мало внимания уделяется личности. Эта культура главным образом занимается приближением верующего к Богу.

Идеалистическая культура – промежуточная между идеациональной и чувственной, так как ценности ее принадлежат как Небу, так и Земле. Мир этой культуры как сверхчувственный, так и чувственный, но чувственность самых возвышенных и благородных проявлений. Такой была культура XHI-XIV вв. в Западной Европе, а также Греческая культура V-IV вв. до н. э.

С XVI в. начинает свой отсчет чувственная (сенсативная) культура, свидетелями угасания которой мы являемся. Ее ценности – в повседневном, земном мире: реальный пейзаж, реальное событие и приключение. Ее герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Ее цель – доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей. Стиль ее натуралистичен, свободен от всякого символизма. Этой культуре суждено погибнуть, но никакой катастрофы в этом Сорокин не усматривает, поскольку ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях.

Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подвергались изменениям. Культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.

Теорию Сорокина обычно относят либо к циклическим, либо к линейным концепциям. Каждая культурная эпоха представлена, с одной стороны, как завершенный цикл и обозначена как определенный культурный тип, что дает основания отнести его концепцию к циклическим теориям. С другой стороны, существование связи между культурно-историческими типами дает право говорить о линейности историко-культурного процесса. Но если исходить не из общей схемы динамики культуры, а из содержательного анализа концепции, то в ней можно обнаружить повторение каждого исторического типа культуры в другой культурной эпохе, на более высоком уровне.

Общая картина культурно-исторической динамики Сорокина выглядит следующим образом [7,с. 455]:

Эпоха Время Тип культуры
Крито-микенская Кон. II тыс. до н.э. Сенсативная
Ранняя античность IХ-VI вв. до н.э. Идеационная
Классическая античность V-IV вв. до н.э. Идеалистическая
Эпоха эллинизма и Римской империи III в.до н.э.- IV в. н.э. Сенсативная
Средневековье V-ХII вв. н.э. Идеационная (в России существовала до ХVIII в.)
Пред-Возрождение, раннее Возрождение ХII- ХIV вв. н.э. Идеалистическая
Возрождение, Новое время, современность ХV- ХХ вв. Сенсативная

Проблема исторической динамики культуры связана с другой фундаментальной проблемой культурологии – построения исторической типологии культуры, выделения особенностей моделей культурного развития, свойственных разным эпохам и регионам мира. В современной культурологии, философии, социологии анализ типа культуры имеет принципиальное значение, поскольку именно он нередко берется за основу типологической характеристики общества в целом. Поэтому выявление исторической типологии культуры, позволяет ученым выявить в то же время различные типы общественной организации, особенностей политических систем и пр. В контексте же культурологии как ученой академической дисциплины эта задача неизбежно переводит нас во второй раздел нашего курса – «история культуры».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: