Особенности первобытного искусства

АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Периодизация первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. У первобытных людей не было письменности, и архаическая эпоха не дает нам рассказов об исторических событиях. Поэтому первобытную эпоху иногда называют доисторической. От нее осталось то, что может сохраняться тысячелетиями: камни, кости, изображения на скалах и т.п. По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю первобытного мира на три века:

· каменный (от 2,5 млн. до н.э. до 4 тыс. до н.э.). Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит);

· бронзовый (4-1 тыс. до н.э.);

· железный (с середины 1 тыс. до н.э.).

Ключевое место в каменном веке занимает поздний палеолит. Во-первых, заканчивается биологическая эволюция человека и появляется Homo sapiens (человек разумный). Во–вторых, увеличивается разнообразие каменных орудий труда, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. В-третьих, появляется экзогамия. Из брачных отношений исключаются ближайшие родственники – родители и дети, братья и сестры. Запрет инцеста означал появление общественной регуляции брака. Так появились род и протосемья.

Долгое время люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. В эпоху неолита происходит переход архаического общества от присваивающей к производящей экономике (скотоводству и земледелию). Это изменило образ жизни людей, привело к оседлости, к практике строительства прочных помещений. Приручив животных, человек стал пользоваться продуктами животноводства: мясом, молоком, шерстью. Спокойная и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию детей, в целом увеличению населения и его расселению на новые земли. Эти явления в науке называются неолитической революцией.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных - мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высе­ченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают по­являться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра.

В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены, менгиры и кромлехи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: