Особенности китайской культуры

Тема 10. Культура Древнего Китая

1. Особенности китайской культуры

2. Религиозно-философские основания китайской культуры

3. Особенности художественной культуры Китая

В предыдущей теме мы рассматривали культуры Древнего Египта Месопотамии. Они перестали существовать как самостоятельные цивилизации, оплодотворив своими достижениями культуры других народов. Культуры же Индии Китая, осуществив прорыв в «осевое время», существуют по сей день в своей уникальности и самобытности.

Напомним, что Карл Ясперс назвал «осевым временем», события которые развивались между 800 и 200 гг. до н.э. В Китае жили тогдаи Конфуций и Лао-цзы, такие мыслители, как Мао-цзы, Чжуан-цзы и др. В Индии сформировались Упанишады, жил Будда. В философии Индии и Китая были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине проповедовали Илия, Исаия, Иеремия, Второисайя. В Греции – Гомер, философы Парменид, Гераклит, Платон, трагики Софокл, Эсхил, Еврипид, ученые Фукидид и Архимед. То, что возникло в течение нескольких столетий почти одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии и на Западе, проявилось в формировании самосознания человека, осознании им бытия в целом, самого себя и своих границ. Культурные традиции развиваются под эгидой индивидуального опыта, осмысления и переосмысления традиции.

Китайская культура наиболее ярко демонстрирует собой традиционный тип культуры. За свою историю она не переживала кардинальной ломки, смен типов мировоззрения, как европейская культура, сохранив незыблемыми традиции, уходящих корнями в глубокую древность. Одной их важнейших особенностей китайской культуры – это конгломерат государственности и разных сторон духовной жизни (политика, этика, философия, искусство имеют единую духовную основу, пронизывая повседневное существование каждого человека).

Китайская культура формировалась с рубежа III–II тысячелетий до н.э. в условиях постепенного преодоления племенной и этнической раздробленности и государственно-политической консолидации. Китайские легенды говорят о том, что история Китая началась с последовательного правления пяти мудрейших и справедливейших правителей, один из которых – Юй – считается основателем всех последующих династий, и золотой век мудрости держался до тех пор, пока к власти не пришел недобродетельный монарх Цзе, который «лишился морального права управлять Поднебесной, – тогда он был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию

Во II тысячелетии до н. э. образуется Иньская культура – по названию Иньского (или Шаньского) племенного союза.

В XI веке до н.э. племя чжоу, пришедшее с запада, завоевывает государство Инь. При Чжоу общественный строй Китая имеет некоторое сходство с ранним европейским феодализмом, но еще несет в себе общинно-родовые отношения. С правлением династии Чжоу связан прорыв китайской культуры в осевое время, сопровождавшийся существенными изменениями в культурной картине мира китайцев, в частности становлением и развитием религиозно- философских учений конфуцианства и даосизма.

К VII веку до н. э. Чжоусское государство раздробилось на ряд самостоятельных государств (Цинь, Ци и другие), борьба между ними привела к победе Циньской династии и объединению Китая в централизованную империю Цинь. Название Китай происходит от имени империи Цинь (все западноевропейские названия Китая: латинское – Sinae, английское – China). Во время империи Цинь были заложены основы всей культурной будущности Китая, мало изменившейся до наших дней

После смерти «Первого императора» Цинь Ши-хуанди (259–210 до н.э.) сразу же началась война не только с домом Цинь, сколько между претендентами на императорскую власть. В 202 году до н. э. Лю Бон, один из руководителей народного восстания, разбил войска одного из претендентов и положил начало новой – Ханьской династии. С названием этой династии связан эндоэтноним китайцев (хань). Китайцы называют себя ханьцами.

Особенностью мировоззрения китайцев является холизм – представление о целостности и гармоничности мира, об упорядоченности мироздания. По китайским представлениям весь мир являл собой первоначально хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые в конце концов разделились на легкие и светлые – ян, олицетворявшие мужское начало (они поднялись вверх), и тяжелые, темные – инь, связанные с женским началом (они опустились вниз). Частицы ян образовали небо, частицы инь – землю. Пять первоначал (металл, дерево, вода, огонь, земля) являются формами существования жизненной энергии ци, порожденными союзом ян и инь. В древнекитайских представлениях ян и инь выступающих в качестве противоположных и в то же время находящихся в парном сочетании начал, символизирующих бинарное членение мира. Ян обозначает мужское и светлое, активное, творческое начало, юг, жизнь, солнце, а инь – женское, темное, пассивное начало, север, смерть, луну. Позднее ян стали считать воплощением неба, а инь отождествляли с землей. Все многообразие мира и природы связывалось с результатами постоянного взаимодействия инь и ян, стремящимися друг к другу и немыслимыми один без одного. Например, день зимнего солнцестояния (самый короткий световой день) отождествляется с торжеством инь, а триумф ян приходится на день летнего солнцестояния.

Важнейшей категорией древнекитайских мифологических и религиозных представлений культ неба (тянь) является. Образ Неба – основа всей космогонической картины мира китайской культуры. Небо было верховным божеством, правитель – ван – считался сыном Неба, ему оно вручило разрешение на царство, нечто вроде небесной грамоты, Повеления, которое называлось Тянь-мин и давалось только по-настоящему добродетельному человеку.

Жизнь каждого человека, в том числе императора, связана с велениями Неба, невыполнение которых грозит бедствиями: засухами и наводнениями, пожарами и болезнями. Поэтому жизненный путь каждого предопределен и строго регламентирован согласно ритуалам и предписаниям со дня рождения до смерти. Регламентировались манеры поведения, жесты, движения, фасоны и цвета одежды и пр.

В основании многих будущих феноменов китайской культуры лежит  культ предков. На ранних этапах развития общества он был связан с обрядами жертвоприношений, даже с человеческими жертвами. Древние китайцы верили в зависимость жизни живых от покровительства умерших предков.

Самая важная черта традиционной китайской культуры – это установка на органическую связь человека и природного мира. С ней связана другая важная черта китайской культуры – гилозоизм – отношение ко всем явлениям природы, как к живым существам, одушевление природы. Гилозоизм сочетается со своеобразным рационализмом: видеть в миниатюре целое, а в детали – мироздание возможно, имея особый тип ментальности (тогда цветок сливы становится символом мироздания).

Наиболее ярко китайская ментальность воплотилась в принципе невмешательства в естественный ход событий, который выражает китайскую рассудительность и церемониальность как ритуализацию общественного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: