Особенности культуры Месопотамии

Если Древний Египет представлял империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то иная ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками – Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. На территории Месопотамии сложилось, расцвело и погибло несколько государств. Хотя в них в различной степени были развиты социальные, экономические и политические отношения, их культурные институты во многом сходны между собой, поэтому можно говорить об общей культуре этого региона.

Месопотамская цивилизация представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, ок. 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар.

На специфику месопотамской культуры сильный отпечаток наложила окружающая среда. Здесь, как в Египте, человек сталкивался с теми же самыми великими космическими ритмами – смена времен года, неизменное движение солнца, луны и звезд, – но он находил здесь также и элементы силы и насилия, которых не было в Египте. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу природы, в сравнении с которой человек ничтожен.

В месопотамской мифологии возникло представление о действительности в целом как о государстве. Космический порядок представлялся государством, которым управляют семеро самых выдающихся богов, среди них Ану (верховный бог, бог неба) и Энлиль (бог грозы). Судьбы, великие предстоящие события созидаются, утверждаются, поддерживаются объединенными волями великих сил вселенной и приводятся в исполнение Энлилем. Так функционирует вселенная, космос. При таком воззрении на мир не существовало фундаментального разделения на одушевленное и неодушевленное, живое и мертвое. В месопотамской вселенной все, будь то живое существо, вещь или абстрактное понятие – любой камень, любое дерево, любая идея – обладали собственной волей и характером.

Символом месопотамской культуры, воплотившем представления о мире, стал зиккурат – храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы. Верхняя часть храма была местопребыванием божества, средняя – местом культа живущих на земле людей, нижняя – загробным миром.

Верхним миром управляет главное божество Ан, восседающий на троне седьмого неба, места, откуда исходят законы мироздания. Средним миром он почитается как эталон стабильности и порядка. Средний мир состоит из «нашей земли», «степи» и чужих земель и находится во владении Энлиля – бога ветров и сил своего пространства. «Наша земля» – это территория города-государства с храмом городского божества в центре и с мощной стеной, окружающей город. За пределами стены простирается «степь» (открытое место или пустыня). Чужие земли, лежащие за пределами «степи», называются так же, как и страна мертвых нижнего мира. Так, видимо, потому что ни законы чужого мира ни законы нижнего не доступны пони-манию в пределах городской стены, одинаково лежат за пределами понимания «нашей страны».

Область подземных вод нижнего мира подчиняется Энки, богу-создателю человека, хранителю ремесел и искусств. Происхождение истинного знания шумеры связывают с глубокими подземными источниками, ведь колодезные и арычные воды приносят таинственную силу, мощь и помощь.

Одной из важных концепций в Двуречье является мифологема человека – из глины сотворен, на крови бога замешан. Человек был создан для того, чтобы трудиться вместо богов и на богов, а также и для того, чтобы вкушать продукты богинь Лохар – овцы и Ашнан – зерна, которые почему-то не могли есть боги. В культуре, которая рассматривает всю вселенную как государство, послушание должно необходимым образом выступать первейшей добродетелью, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому неудивительно, что в Месопотамии «добронравная жизнь» была «послушной жизнью».

Человек был создан для рабской службы богам. Он их слуга. Усердный и послушный слуга может рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Нерадивый, непослушный слуга, с другой стороны, не может рассчитывать ни на что подобное. Таким образом, путь послушания, службы и почитания есть путь для обретения защиты; это также путь к земному успеху, к высочайшим ценностям месопотамской жизни: к здоровью и долголетию, к почетному положению в общине, к богатству и обилию сыновей.

Фундаментальной проблемой месопотамской культуры является правомерность смерти, которая представляет собой зло и есть, по существу, высшее наказание. Почему человек должен быть наказан смертью, если он не совершил ничего дурного? Тем более что в условиях культуры Двуречья реалистический подход к природе человека исключал какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь.

Мифологические представления месопотамской культуры воплощены в Эпосе о Гильгамеше. Гильгамеш – первый в истории герой мировой литературы, реальный персонаж, правитель Урука.

Основная идея эпоса – мечта о вечной славе, заменившая мечту о бессмертии, во имя чего совершались великие подвиги. В эпосе проводится мысль о том, что смерть – это зло, но она не может перечеркнуть ценность прекрасной жизни. Смерть знаменует конец жизненного пути индивида, она стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Не нужно отступать ни перед чем, даже перед богами. В награду за это – «имя» и благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.

Герой эпоса – это типичный человек, трагедия которого состоит в невозможности избежать смерти. Однако здесь мы не встречаем и нотки пессимистического отношения к жизни. Человек во всех ситуациях остается человеком, он гордится своими героическими деяниями и независимостью перед лицом богов. Вся его жизнь насыщена борьбой за установление справедливости на земле, смерть же выступает кульминацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. Вся жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для таких понятий, как «каприз судьбы» или «неумолимый рок», заранее исключена возможность как-либо повлиять на ход событий. Именно на Древнем Ближнем Востоке была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма человеческой жизни. В рамках культуры Двуречья человек делает попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти.

В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. Наука Древней Месопотамии стремилась овладеть действительностью, прежде всего человеческой действительностью. Социальной ценностью обладало знание, позволяющее избежать несчастья, а если оно произошло, то избавиться от него, поэтому наука была нацелена на предсказание будущего. Об этом свидетельствует тот факт, что среди научных текстов на глиняных табличках чаще встречаются такие, которые ученые обычно называют гадательными. Гадательные таблицы разделены на рубрики, в каждой из которой зафиксированы точно явления (перемещения звезд, Луны, Солнца, атмосферные явления, поведение животных, удивительные формы растений и др.), указывающие на будущие ситуации, относящиеся к положению дел в стране или отдельного человека. В сакральных цивилизациях Халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги имели обширные знания о психике человека, добытые в течение длительного времени, владели опытом в области внушения, гипноза и др. Даже формализованное знание из области астрономии и математики служило древним жрецам для управления сознанием масс.

Одним из важнейших достижений месопотамской цивилизации является Кодекс Хаммурапи. Он представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов, не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том, «дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...» Текст законов Хаммурапи носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Кодекс уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество и преступлений против личности. Для него характерно широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления, законы Хаммурапи назначают квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В остальных случаях устанавливаются либо наказание по принципу талиона, либо денежная компенсация.

Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Так, например, некоторые месопотамские мифологические сюжеты вошли в Библию.

· Идея рая. Шумерское представление о «райском саде», где нет смерти, соответствует библейскому. О заимствовании у шумеров библейской идеи божественного рая говорит и местоположение рая: в Библии прямо указывается, что реки, текущие в библейском раю, находятся в районе Евфрата, т.е. в Месопотамии.

· Идея грехопадения. Желая познать «сердце» растений, Энки съедает их. Адам и Ева вкушают запретный плод, хотя бог сказал: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Книга Бытия 2:17). Стремление к познанию явилось причиной того, что у шумеров по воле богини Нинхурсаг (Мать-Земля) заболел Энки, а в Библии по приказанию бога из рая были изгнаны Адам и Ева.

· Идея сотворения мира и человека. Сопоставление библейского описания сотворения мира в «Книге Бытия» с вавилонской поэмой «Энума элиш» («Когда вверху») позволяет увидеть множество аналогий между ними. Космогония, сотворение человека из глины и отдых творца и там, и здесь почти совпадают по очередности

· Миф о потопе. Описание потопа, уничтожившего человеческий род, кроме единственной избранной семьи, которая построила ковчег и спалась от гибели, положив начало новой расе людей, в эпосе о Гильгамеше имеет сходство с библейским рассказом о Ноевом ковчеге.

Таким образом, духовный опыт Месопотамии, достижения и ценности культуры Двуречья легли в основу многих культур более поздних периодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: