Методы определения общей потребности в капитале предприятия

Существуют два подхода к понятию капитала фирмы

Первый, типичный для большинства работ западных специалистов, предполагает понимание капитала как суммы акционерного (собственного) капитала фирмы и ее долгосрочной задолженности (прежде всего – облигационных займов).

Второй более адекватен условиям России. Он учитывает и краткосрочный долг (без кредиторской задолженности или даже вместе с ней).

Западный подход: капитал – это сумма акционерного (собственного) капитала фирмы и ее долгосрочной задолженности (прежде всего – облигационных займов).

Российский подход: учитывает и краткосрочный долг (без кредиторской задолженности или даже вместе с ней).

Цель определения общей потребности в капитале – это определение необходимых финансовых ресурсов для формирования активов предприятия. Расчет этих ресурсов осуществляется при разработке бизнес-плана предприятия. При этом учитывают, что потребность складывается из 2-х групп расходов:

o предстартовые расходы

o стартовый капитал.

Первая группа связана с затратами по разработке бизнес-плана и проведению связанных с ним исследований. Вторая группа предполагается для формирования активов с целью начала хозяйственной деятельности. Дальнейшее наращивание капитала обуславливается необходимостью формирования дополнительных ресурсов.

Для определения общей потребности используют два метода:

1) прямой метод расчета, который основан на определении необходимой суммы активов. Он позволяет определить размер капитала, нужного для начала работы предприятия. Потребность в активах может определяться по минимальному, оптимальному и максимальному уровням, что позволяет дифференцировать потребность в капитале нового предприятия. При этом методе необходимое число различных видов активов "x" на цену их приобретения с учетом доставки и установки (если есть).

2) косвенный метод расчета – основан на использовании показателя капиталоемкости, т.е. размера капитала на единицу продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей путем деления всего инвестированного капитала на объем произведенной продукции. К использованию этого метода прибегают на предварительных этапах разработки бизнес-плана, так как он дает приблизительную оценку и колеблется в разрезе предприятий по следующим причинам:

− размеры предприятия;

− стадия жизненного цикла;

− прогрессивность технологии;

− степень физического износа оборудования;

− уровень использования производственных мощностей.

Поэтому следует использовать показатель капиталоемкости, рассчитанный на предприятиях-аналогах. В результате потребность равна:

Пк = Кп · Оп · ПР

где Кп – показатель капиталоемкости,

Оп – планируемый объем производства,

ПР – предстартовые и другие единовременные расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: