Существуют два подхода к понятию капитала фирмы
Первый, типичный для большинства работ западных специалистов, предполагает понимание капитала как суммы акционерного (собственного) капитала фирмы и ее долгосрочной задолженности (прежде всего – облигационных займов).
Второй более адекватен условиям России. Он учитывает и краткосрочный долг (без кредиторской задолженности или даже вместе с ней).
Западный подход: капитал – это сумма акционерного (собственного) капитала фирмы и ее долгосрочной задолженности (прежде всего – облигационных займов).
Российский подход: учитывает и краткосрочный долг (без кредиторской задолженности или даже вместе с ней).
Цель определения общей потребности в капитале – это определение необходимых финансовых ресурсов для формирования активов предприятия. Расчет этих ресурсов осуществляется при разработке бизнес-плана предприятия. При этом учитывают, что потребность складывается из 2-х групп расходов:
o предстартовые расходы
o стартовый капитал.
|
|
Первая группа связана с затратами по разработке бизнес-плана и проведению связанных с ним исследований. Вторая группа предполагается для формирования активов с целью начала хозяйственной деятельности. Дальнейшее наращивание капитала обуславливается необходимостью формирования дополнительных ресурсов.
Для определения общей потребности используют два метода:
1) прямой метод расчета, который основан на определении необходимой суммы активов. Он позволяет определить размер капитала, нужного для начала работы предприятия. Потребность в активах может определяться по минимальному, оптимальному и максимальному уровням, что позволяет дифференцировать потребность в капитале нового предприятия. При этом методе необходимое число различных видов активов "x" на цену их приобретения с учетом доставки и установки (если есть).
2) косвенный метод расчета – основан на использовании показателя капиталоемкости, т.е. размера капитала на единицу продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей путем деления всего инвестированного капитала на объем произведенной продукции. К использованию этого метода прибегают на предварительных этапах разработки бизнес-плана, так как он дает приблизительную оценку и колеблется в разрезе предприятий по следующим причинам:
− размеры предприятия;
− стадия жизненного цикла;
− прогрессивность технологии;
− степень физического износа оборудования;
− уровень использования производственных мощностей.
Поэтому следует использовать показатель капиталоемкости, рассчитанный на предприятиях-аналогах. В результате потребность равна:
Пк = Кп · Оп · ПР
где Кп – показатель капиталоемкости,
Оп – планируемый объем производства,
ПР – предстартовые и другие единовременные расходы.