Методы борьбы с инфляцией

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия Правительства и Центрального Банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

- регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;

- регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими.

Центробанком:

- обязательные денежные резервы коммерческих банков;

- операции Центрального Банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

- прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распространения государством;

- государственное регулирование цен;

- государственное регулирование пределов заработной платы;

- государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом;

- государственное регулирование валютного курса.

Общее направление антиинфляционной политики формируется под влиянием множества факторов, в том числе: общехозяйственной конъюнктуры; характера инфляционных процессов; особенностей теоретической базы экономической политики и т.д. Принятие того или иного варианта антиинфляционной политики становится результатом оценки достаточно большого числа условий, характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. В большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения.

Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса, или дефляционной политики. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. Существенным ограничением в применении методов управления агрегатным способом является то, что они угнетают общехозяйственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте – к кризисному сокращению производства. Методы управления агрегатным способом являются, следовательно, методами излишне прямолинейными; им не хватает избирательности воздействия. Они эффективны в ситуации, когда причиной инфляции действительно является избыточность денежного спроса, т.е. в условиях инфляции спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: