Структура стратегического плана организации

Стратегическое планирование - процесс, обес­печивающий соответствие между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятия (фирмы). Оно обеспечивает обоснование направлений деятельности предприятия, его задач, целей структурных про­изводственных подразделений (цехов, участков, филиалов и т.п.) и коор­динацию функциональных (отделов, служб), оценку конкурентоспособ­ности, рациональное распределение ресурсов, выбор альтернативных дейст­вий и критериев оценки результатов деятельности.

Стратегия формирует основные цели предприятия и пути их достиже­ния, чтобы обеспечить единую направленность действий всего коллекти­ва.

Стратегия предприятия — увеличение роли действующего внутреннего рынка, поиск, выбор и ос­воение новых рынков сбыта продукции, в том числе и внешних;, сниже­ние издержек производства за счет административно-управленческих и других накладных расходов, уменьшения затрат на материалы, топливо, энергию и другие ресурсы, а также за счет рационального и более эффек­тивного использования машин и оборудования; анализ спроса и оценка возможности (своей и конкурентов) производства новых видов продук­ции, отвечающих целям предприятия, и которые могут быть востребованы населением или торговой сетью; организация эффективной рекламы и др.

Схема стратегического планирования может иметь следующую примерную структуру:

1) прогнозирование программы деятельности предприятия — выполнение не­обходимого объема реализаций (продажи) продукции;

2) снижение производственных издержек и установление новой продажной цены;

3) адаптирование хозяйственной деятельности и системы управления предприя­тием к постоянно изменяющимся внутренним и внешним экономи­ческим условиям;

4) в кризисных условиях максимальное сохранение высококвалифицированных специалистов и руководителей;

5) стабильное фи­нансовое положение на целевых рынках.

Под стратегическим планом организации (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достиже­ния, сформулированных на различных организационных уров­нях управления различными менеджерами.

Основными элементами процесса стратегического планирова­ния являются: формулирование миссии и целей предприятия, оп­ределение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его кон­курентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необхо­димым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

Общая схема организации разработки стратегического плана предприятия с учетом изложенных выше этапов и подходов к их реализации приведена на рис. 1.

Рисунок 1-Общая схема разработки стратегического плана

Формулирование миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его сущест­вования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стра­тегий на различных организационных уровнях. Содержание миссии должно отражать:

1.Определение предпринимательской деятельности предпри­ятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю).

2.Рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа
угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руко­водствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.

3.Ценности и культуру предприятия, определяющие его
внутренний рабочий климат.

Формулирование миссии должно предусматривать определе­ние и описание концептуальных вопросов перспективного разви­тия предприятия на длительный период. Предприятие представляет собой открытую систему, действу­ющую в конкретной внешней среде, и его главные цели должны отражать взаимодействие с этой средой, обеспечивая ее запросы и требования.

Пример Генри Форд определил миссию компании «Форд» как пред­оставление людям дешевого транспорта. Эта удачная миссия практичес­ки предопределила успех компании.

Формулирование целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Каждое предприятие индивиду­ально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия.

Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской деятельности предприя­тия (его продукция, услуги) и соответствующие количественные показатели по этому предмету. Они должны также содержать ос­новные ограничения экономического и социального характера по обеспечению эффективной деятельности предприятия (прибыль, рост капитала, издержки).

Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполните­лям (сотрудникам подразделениям) в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры предприятия. Это означает, что должны быть приняты конкретные управленческие решения, делающие цели обязательными для достижения их всеми сотрудниками предприятия.

В-третьих, для успешного решения конкретных задач по дос­тижению целей предприятия исполнители должны быть обеспе­чены необходимыми ресурсами, в том числе информацией.

В четвертых, необходимо обеспечить действенные меры сти­мулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования рабо­ты исполнителей целей является важным элементом организа­ции успешной деятельности предприятия.

Многообразие возможных целей,соответствующее деятель­ности конкретных предприятий определяется многими фактора­ми. В практике стратегического планирования обычно выделяют восемь ключевых зон формулирования целей предприятия.

1. Рыночная позиция предприятия. Определяется количест­венными целями, отражающими долю целевого рынка (рынков) и конкурентную позицию предприятия по отношению к его ос­новным конкурентам.

2. Инновации. Включают определение новых способов дости­жения конкурентоспособности и ведения бизнеса, в том числе создание и производство новых товаров, освоение новых и расши­рение действующих рынков, применение новых технологий, ис­пользование новых методов организации работ и т.п.

3. Производительность. Отражается в количественных пока­зателях роста объемов производства и продаж, а также в относи­тельных показателях роста продукции (услуг) по отношению к используемым ресурсам.

4. Ресурсы. Устанавливаются количественные цели по обеспе­чению и эффективности использования ресурсов.

5. Доходность (прибыльность). Определяется конкретными уровнями доходности, рентабельности, прибыльности и т.п.

6. Управленческие аспекты (качество управления). Должны
отражать качество менеджмента в длительной перспективе, включая требования по росту производительности (эффективнос­ти) производственно-сбытовой деятельности предприятия.

7. Персонал предприятия. Цели должны отражать определе­ние ответственности за выполнение трудовых функций и отноше­ний к работе, а также способы мотивации сотрудников, создание лучших условий труда и качества трудовой жизни, повышение профессионального мастерства и навыков персонала.

8. Социальная ответственность. Формулируется как обязан­ность предприятия способствовать благосостоянию общества. Сегодня общепризнанно, что бизнес должен благотворно влиять на общественную жизнь не только как фактор увеличения возмож­ностей материального роста, но и в более широком смысле соответ­ствия общественным ценностям, включая повышение уровня об­щественных потребностей, формирование экологической среды, благотворное влияние на решение социальных проблем и т.д.


Порядок разработки бизнес-пла­на. Основные разделы бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий в концентрированной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем, в нем анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Кроме того, это может быть документ, в котором обосновываются действия по созданию нового пред­приятия либо реализации иного инвестиционного проекта.

Назначение бизнес-плана - помочь предпринимателям оце­нить свои возможности, выявить емкость и перспективы буду­щего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлека­тельности и конкурентоспособности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы пред­приятия, рассчитать по оценочными показателям прибыль­ность или убыточность данной деятельности, установить воз­можные контакты с контрагентами и др.

Составляя бизнес-план, надо помнить, что основной целью является получение прибыли через удовлетворение потребнос­тей потребителя, а средствами ее достижения - новые продук­ты или услуги.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на во­просы: как начать свое дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить воз­можный риск и т.д. Поэтому разрабатываемый бизнес-план должен быть ориентирован на реализацию целей предприятия, которые и определяют вид бизнес-плана (бизнес-план по реа­лизации отдельных мероприятий, бизнес-план развития дей­ствующего предприятия, бизнес-план инвестиционного проек­та, план финансового оздоровления предприятия, бизнес-план вновь создаваемого предприятия и др.).

На рисунке 1 представлена блок-схема назначения и при­менения бизнес-плана.

Основанием для разработки бизнес-плана является ди­рективный документ, издаваемый руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым, определяются и утверждаются:

- руководитель разработки бизнес-плана;

- состав исполнителей и распределение обязанностей меж­ду ними;

- разработчик бизнес-плана (предприятие-инициатор про­екта или привлеченные организации, структурные подразделе­ния предприятия);

- смета затрат на проведение работ и источник финансиро­вания (при необходимости).

Для подготовки бизнес-плана рекомендуется создание ра­бочей группы из числа руководителей, специалистов предпри­ятия с предоставлением полномочий, способствующих подго­товке взаимосвязанных исходных данных.

Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть:

- собственные средства предприятий и организаций;

- внебюджетные фонды министерств, других органов госу­дарственного управления, объединений, подчиненных Прави­тельству (если положением о соответствующем фонде преду­смотрено его использование на подобные цели);

- средства потенциальных инвесторов.

Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, мо­жет охватывать достаточно длительный период, обычно -3-5 лет, иногда больше (если речь не идет о бизнес-плане раз­вития на год). Однако между бизнес - планированием и страте­гическим планом существует ряд различий:

- бизнес-план в отличие от стратегического может вклю­чать не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая, например, связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса;

- бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи долж­ны быть выполнены, стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени.

Близким бизнес-плану можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое является еще одним вариантом плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особое внимание в структуре ТЭО уделяет­ся производственно-техническим аспектам проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.

Структура и порядок разработки бизнес-плана определяются его назначением. Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа (рис. 1).

Бизнес-планы могут выполняться в виде текстового, таб­личного и графического материала.

Оформление бизнес-плана включает: титульный лист, содер­жание, текст основных разделов (описательную часть), прило­жения и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

При составлении бизнес-плана инвестиционного проекта на его титульном листе указывается название инвестиционно­го проекта и название предприятия - инициатора проекта, ор­ганизации - разработчика бизнес-плана, заверенные подпися­ми руководителей предприятия и организации-разработчика, а также печатью; требования конфиденциальности документа.

В содержании перечисляются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.


Рисунок 1 - Этапы разработки бизнес-плана

Бизнес-план должен предоставлять полную информацию обо всех аспектах проекта и включать следующие основные разделы:

- резюме;

- характеристика предприятия и стратегия его развития;

- описание продукции (услуги);

- анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- инвестиционный план;

- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

- показатели эффективности проекта;

- юридический план.

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой доступной фор­ме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести ин­формацию о технической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Объем резюме - 2-3 страницы. По­мимо текстовой части резюме может содержать таблицу с от­дельными исходными данными, а также выходными данными экономической эффективности проекта.

В разделе Характеристика предприятия и стратегия его развития дается описание отрасли и характеристика предприя­тия, его роль и место в отрасли и национальной экономике в целом. Отражается история развития предприятия, слабые и сильные стороны производственно-хозяйственной деятельно­сти, дается характеристика имеющимся производственным ре­сурсам, выпускаемой продукции, приводится информация о внедрении международной системы качества и т.д. Формули­руются цели и задачи проекта, обосновываются мероприятия по их достижению, источники финансирования.

В разделе Описание продукции (услуги) предоставляется ин­формация о продукции, которую будет производить предприя­тие (область применения, основные характеристики, соответ­ствие стандартам качества и т.д.).

В разделе Анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Даются общая характеристика выбран­ных рынков и динамика их развития. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг и рекламу и др.

Раздел Производственный план предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходи­мых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, определение источников материально-технического обеспечения. Учитывая особенности разработки производ­ственного плана, данный раздел содержит два подраздела «Материально-техническое обеспечение» и «Затраты на про­изводство и реализацию продукции».

В разделе Организационный план в соответствии с основ­ными этапами реализации проекта дается комплексное обосно­вание организационных мер и мероприятий. Центральное мес­то отводится обоснованию организационно-штатной структу­ры предприятия и выбору рациональной системы управления.

В разделе Инвестиционный план производится расчет ин­вестиционных издержек, определяемых как сумма инвестиций в основной капитал с учетом налога на добавленную стои­мость и затрат под прирост чистого оборотного капитала. Определяются источники финансирования проекта (собствен­ные, заемные, прямые инвестиции и т.д.).

В разделе Прогнозирование финансово-хозяйственной дея­тельности рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта; поток денежных средств; составляется проектно-балансовая ведомость, учитывающая стоимость основных фондов и текущих активов, собственного капитала, долгосроч­ных и краткосрочных обязательств.

В разделе Показатели эффективности проекта приводит­ся расчет ежегодно образующейся прибыли или убытков, а также основных оценочных показателей: чистого дисконтиро­ванного дохода, индекса доходности, внутренней нормы до­ходности, срока окупаемости и т.д.

Цель данного раздела - оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации.

В разделе Юридический план описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

Бизнес-план должен содержать информацию о разработчи­ках бизнес-плана: данные о создании, функционировании и раз­витии организаций, участвующих в разработке бизнес-плана:

- история и год создания;

- основные виды деятельности;

- опыт работы в данной сфере услуг;

- перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы;

- перечень основных видов деятельности, по которым ока­заны услуги (выполнены расчеты) в рамках данного проекта.

По мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана должна пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового законодательства и прочего с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показа­телей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

Еще одним видом бизнес-плана является бизнес-план раз­вития организации на год, который должен включать:

- оценку текущего состояния коммерческой организации с определением закономерностей и тенденций ее развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами развития отрасли народного хозяйства;

- обоснование целей и задач, важнейших направлений эко­номического развития коммерческой организации на очеред­ной год;

- определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития коммерческой организации;

- установление конкретных параметров и приоритетных
направлений развития коммерческой организации на очеред­ной год;

- определение и описание конкретных мероприятий, обес­печивающих достижение целевых параметров развития ком­мерческой организации.

Содержание бизнес-плана развития организации на год включает также определенный перечень разделов, носящих как обязательный характер (резюме; характеристика организа­ции и стратегия ее развития; описание продукции, анализ рын­ков сбыта, стратегия маркетинга; производственный план; ор­ганизационный план; инвестиционный и инновационный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельно­сти; показатели эффективности деятельности организации), так и тех, которые могут быть включены в документ с учетом отраслевой специфики и особенностей финансово-хозяйст­венной деятельности предприятия.

Производственная программа (план производства) организации: сущность, содержание, измерители и показатели

Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы.

Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это система плановых заданий по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Планы цехам устанавливаются на год с поквартальной раз­бивкой, а квартальные — с помесячной.

Производственная программа цехов основного производства содержит ту же номенклатуру, что и программа предприятия. Цехи вспомогательного производства формируют свою програм­му исходя из их назначения (ремонтные, инструментальные, транспортные и др.) и потребности выполнять работы как по за­казу предприятия, так и для сторонних организаций.

Квартальная и месячная производственные программы цехов и участков содержат полный перечень изделий, деталей, заказов и работ, которые следует изготовить и выполнить за плановый период. Номенклатурно-количественное задание строится с уче­том имеющихся производственных мощностей и с расчетом мак­симального их использования.

Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. В основу составления производственной программы должна положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная про­грамма разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосно­вывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

Производственная программа разрабатывается в три этапа. Пер­вый этап — определение максимально возможного съема продук­ции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «уз­ких мест» и недостатков в организации производства. Если полу­ченный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производ­ственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем произ­водства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап — разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невоз­можности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.

Исходной и завершающей стадией разработки производствен­ной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.

План производства и реализации продукции составляется в на­туральном и стоимостном выражениях.

Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении.

Номенклатура продукции — это перечень наименований изде­лий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия, как правило, разрабатывают производст­венную программу по расширенному ассортименту.

Ассортимент — разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе но­менклатуры.

Точное установление наименований и размеров выпуска каждо­го конкретного изделия необходимо и для самого предприятия, так как без этого нельзя проектировать технологический процесс, опре­делить производственную мощность, установить нормы трудоемко­сти и т.д.

Задания в натуральном выражении устанавливаются в различ­ных единицах измерения. Например, выплавка стали и добыча по­лезных ископаемых — в тоннах; выпуск станков — в штуках, заго­товка леса — в м3. Иногда применяются и двойные натуральные показатели. Двой­ные единицы измерения используются и для характеристики вы­пуска некоторых видов оборудования. Например, выпуск магист­ральных электровозов учитывается в штуках и в тысячах лошадиных сил, экскаваторов — в штуках и в м3 емкости ковша.

В ряде случаев объем производства определяется в единицах трудоемкости (нормо-часы).

Наконец, если охарактеризовать объем производства продукции в натуральных и условно-натуральных единицах измерения в силу ее особых свойств невозможно, то применяется оценка объема продукции в денежном выражении.

В целом выбор единиц измерения зависит от характера продукции, объемов ее производства и характера потребления.

Основными показателями производственной программы яв­ляются номенклатура продукции в натуральном выражении и вало­вая, товарная, реализованная и чистая продукция в стоимостном выражении.

На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой, реализованной продукции.

Товарная продукция является основным показателем произвед­енной программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:

- стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

- стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны;

- стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону; стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;

- стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;

- стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и ор­ганизаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции планируется в действующих и со­поставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах ха­рактеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа се­бестоимости продукции.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй — в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию.

Объем продаж (реализованная продукция) это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

Реализованная продукция — это продукция, изготовленная, от­груженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле

РП = ТП + ОН - ОК,

где РП — объем реализованной продукции по плану, руб.;

ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;

ОН — остатки нереализованной продукции на начало планового пе­риода, руб.;

ОК — остатки нереализованной продукции на коней планового пе­риода, руб.

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: готовая продукция на складе, в том числе отгруженные то­вары, документы по которым не переданы в банк; товары отгру­женные, не оплаченные покупателем в срок или срок оплаты кото­рых не наступил; товары на ответственном хранении у покупателя.

В отличие от товарной продукции показатель объема реализо­ванной продукции более полно характеризует степень участия от­раслей и предприятий в процессе расширенного производства.

Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата произ­водственной деятельности предприятия за определенный период.

Валовая продукция отличается от товарной на величину изме­нения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный оценочный показатель дея­тельности предприятия, в объем которого включаются не только готовые изделия, но и незавершенное производство и изменение остатков полуфабрикатов.

Незавершенное производство — незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предпри­ятия (производства). Так, на предприятиях машиностроения, лес­ной и других в ее состав не включали незавершенное производство и полуфабрикаты из-за сравнительно небольшого их объема. В этом случае валовая и товарная продукции совпадают по составу, а раз­личие может быть только в ценах.

Валовая продукция определяется как сумма товарной продук­ции и разности остатков незавершенного производства (инструмен­та, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:

ВП = ТП + Нн - Нк,

где ВП — объем валовой продукции по плану, руб.;

ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;

НН, НК— стоимость остатков незавершенного производства на на­чало и конец планового периода, руб.

Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (более двух месяцев) произ­водственным циклом и на предприятиях, где незавершенное произ­водство велико по объему и может резко изменяться по времени.

Следует иметь в виду, что оценка деятельности предприятий по показателю валовой продукции имеет ряд недостатков: на ее вели­чину могут влиять кроме остатков незавершенного производства также стоимость потребленных в производстве предметов труда. Неоправданное увеличение незавершенного производства, сниже­ние качества продукции и изменение ее ассортимента могут создать видимость успешной работы предприятия. Кроме того, этот показа­тель не создает заинтересованности у предприятий в снижении материалоемкости продукции. В силу этих обстоятельств он был ис­ключен из оценочных показателей деятельности предприятий.

Для всех трех показателей объема продукции характерно то, что они определяются в ценах, включающих в себя наряду с вновь соз­данной стоимостью перенесенную стоимость средств производства (основных и оборотных фондов). Чем больше материалоемкость изделий, тем при прочих равных условиях выше его цена и, следо­вательно, выше объем производства в стоимостном выражении.

С целью устранения этого недостатка предприятия рассчитывают по­казатель чистой продукции.

Чистая продукция — стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет произведен­ный национальный доход. По стоимости она включает необходи­мый и прибавочный продукт. Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции (ТП) материальных затрат (М) и суммы амортизации (А) основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и сопоставимых ценах.

ЧП = ТП – М – А,

Чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре (ассортименту) продукции, произведенной предпри­ятием, называется нормативной чистой, а если в ее составе учиты­ваются и амортизационные отчисления — условно чистой.

Чистая продукция выражает результаты собственных усилий коллективов, устраняет заинтересованность в увеличении материалоемкости продукции, исключает повторный ее счет и позволяет более объективно оценивать деятельность организаций.

Чистая продукция используется для определения уровня произ­водительности труда, планирования фонда заработной платы и кон­троля за его использованием, для исчисления фондоотдачи и других показателей.


Товарная продукция — это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону. На предприятиях с небольшой длительностью производственною цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне Показатели валовой и товарной продукции равны. На предприятиях с большой длительностью производственного цикла (например, судостроение) эти показатели значительно различаются

Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство.

Валовая продукция = товарная продукция ± изменение остатков незавершенного производства за период.

ВП= ТП - Нн + Нк,

где ТП- товарная продукция;

Нн, Нк – незавершенное производство на начало и конец периода соответственно.

Пример расчета. Товарная продукция — 1 млн.руб. Остатки незавершенного производства на конец периода составили 300 тыс.руб, на начало — 100 тыс.руб.

Валовая продукция = 1000-100+300 = 1200 тыс.руб. При уменьшении остатков незавершенного производства товарная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составляло 300, а на конец 100 тыс.руб., то валовая продукция составит 800 тыс.руб. (1000-300+100).

Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукций.

РП= ТП+ Огн - Огк,

где Огн, Огк – остатки готовой продукции на начало и конец периода соответственно.

Чистая продукция — это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты, и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. Чистая продукция = объем продаж — материальные затраты — амортизация.

Условно-чистая продукция — это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений.

Условно-чистая продукция = объем продаж — материальные затраты.

Валовой оборот представляет собой сумму стоимости продукции всех подразделений предприятия.

Вопросы разработки оптимальной производственной программы весьма сложны. Дело в том, что при этом необходимо учитывать множество критериев и условий, диктуемых рынком и производством. Разумеется, что с позиций предириятия- производителя оптимальной можно считать, прежде всего, такую производственную программу, которая приносит ему в определенном периоде максимальную прибыль. Но если предприятие сконцентрирует свои усилия на наиболее рентабельных видах продукции, добившись таким образом получения максимальной прибыли, оно может потерять часть потребителей той продукции, которая оказалась невыгодной в данном периоде для изготовителя. Потеря потребителей может обернуться в будущем большими убытками, чем полученная сиюминутная выгода.

Задачу оптимизации производственной программы можно сформулировать следующим образом: определить, какие виды продукции и в каком количестве целесообразно выпускать в плановом периоде при имеющихся ресурсах, чтобы удовлетворить запросы покупателей и получить максимальную прибыль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: