Система планирования включает:
- плановый персонал, сформированный в организационную структуру;
-механизм планирования (совокупность средств и методов,
с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация);
- средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, организационное и др. обеспечение);
-средства, обеспечивающие развитие планирования. Организация планово-экономической работы на предприятии во многом зависит от размера и типа предприятия.
На малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.
На крупных и средних предприятиях разработка планов производится децентрализованно с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб и т.д.
На практике применяются три схемы организации работ по составлению планов: планирование сверху вниз, планирование снизу вверх, круговой способ (встречное планирование).
При планировании сверху вниз плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством предприятия.
Планирование снизу вверх осуществляется от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.
Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе, происходящем сверху вниз, осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне предприятия. На более низких уровнях этот план корректируется. Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх.
Аппарат, осуществляющий планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием (генеральный директор, заместитель директора по экономике и финансам, главный экономист, начальник планового отдела и т.д.).
Взаимосвязь различных служб предприятия в процессе планирования и их функции представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь служб организации в процессе планирования и их функции