Мифологическое мировоззрение

Миф представляет собой уникальное явление в истории человечества. В дословном переводе с греческого это слово обозначает всего лишь сказание. Однако категория мифа не ограничивается непосредственной, буквальной трактовкой, она включает в себя определенную систему, которую рассматривали многие величайшие умы человечества. К изучению мифа так или иначе обращается практически каждая философская система. Платон, Гегель, Ницше, Лосев, Л. Гумилев, Фуко, Деррида – список можно продолжать до бесконечности. В чем же причина удивительной притягательности мифа? Почему спустя тысячелетия мы вновь и вновь обращаемся к нему, и не только в философии – ведь огромное количество мифологических сюжетов лежит в основе драматургических произведений, по мифам ставятся спектакли, создаются фильмы, книги?

Для ответа на этот вопрос в первую очередь следует отметить, что миф является исторически первым типом мировоззрения. Мы уже отмечали, что любое мировоззрение – это попытка создания определенной целостности, без которой человек неуютно чувствует себя в мире. Миф – это тоже попытка обрести такую целостность

Как ни странно, но наиболее известными для нас являются не родные славянские мифы, а античные, а конкретно – древнегреческие. Этому явлению есть ряд объяснений, которые мы дадим несколько позже, сейчас же, исходя из предположения хотя бы минимального знакомства с античностью, попытаемся рассмотреть некоторые особенности мифа как мировоззрения.

Выдающийся немецкий философ ХХ века М. Хайдеггер называл античность ранним утром человечества. Это вполне справедливо, и отсюда проследить тот особый, удивительный характер отношения человека к миру, характерный только для этой эпохи.

Гармония – вот ключевое слово для этого отношения. Человек еще не отделяет себя от природы, мира в целом, Космоса. (Заметим в скобках, что само слово «космос» изначально означает «изукрашенный». Вселенная предстает перед античным – и вообще мифологичным - человеком, как гармоничный мир, требующий к себе такого же гармоничного отношения). Традиционно отмечают такую особенность мифологического мировоззрения, как отсутствие четкой границы между субъектом и объектом. Это означает, что человек и мир неразрывно связаны, девизом этой эпохи может быть фраза: «Я есть мир, и мир есть Я». Не случайно во многих произведениях античных авторов человек предстает как микрокосм, т.е. зеркало, отражающее всю Вселенную, и не просто отражающее, а вмещающее ее всю целиком.

Отсутствие четкой грани между естественным и сверхъестественным мирами – еще одна характерная черта мифа. Боги живут на Олимпе – но при этом постоянно вмешиваются в людские дела, причем непосредственно, не прибегая к помощи посредников. Они спускаются на Землю даже чаще, чем этого хотелось бы людям. Гермес – один из богов-олимпийцев – постоянно общается с людьми, истолковывая им волю богов (отсюда возникло философское направление герменевтики – искусства интерпретации). Прометей (титан, т.е. «бог первого поколения»), согласно мифу, был обречен терпеть вечные муки изза орла, который каждое утро выклевывал у него печень. За ночь печень отрастала, и все повторялось сначала. О чем это говорит? О том, что Прометей, как и все остальные небожители, состоит из плоти и крови, что он способен терпеть боль, что он почти ничем не отличается от человека. От связей богов и людей рождаются дети (в античной традиции их называют героями. Таков был, например, знамениты Геракл). Младшие же сверхъестественные существа – фавны, наяды и лр. – вообще живут рядом с человеком, выйдя в лес, в поле или на реку, можно столкнуться с ними «глаза в глаза».

Не менее значимой чертой мифа называют и отсутствие границ между знаком и обозначаемым. Имя, название предмета, отождествляется с самим предметом, это отождествление, помимо прочего, дает начало такой культурно-исторической практике, как магия. Воздействуя на изображение предмета, или производя операции с его названием, человек пытается действовать на сам этот предмет.

Миф часто называют синкретичным. Синкретизм – это сплавление воедино разнородных и даже несочетаемых объектов. В мифе мы можем проследить такой сплав между религией (присутствует вера в сверхъестественное и обрядовая сторона), наукой (миф пытается объяснить происхождение мира, возникновение общества и т.д.), искусством (эта сторона присутствует уже в самой форме мифа, которая является художественным произведением).

Наконец, едва ли не важнейшей чертой мифологического мировоззрения является отношение к свободе. Свобода и судьба – вечные оппоненты, и в мифе свобода всегда проигрывает. Боги властны над людьми, но не властны над судьбой. Все предначертанное должно случиться, и никакие попытки – человеческие или божественные – помешать этому не приводят к успеху. Верховному титану Кроносу было предсказано, что он будет побежден собственным сыном – и все ухищрения оказались напрасными, он был свергнут Зевсом. Лаю было предсказано, что он будет убит опять-таки своим сыном – и миф об Эдипе до сих пор являет пример бессилия человека перед собственной судьбой. Парки, или мойры, - Клото, Лахезис и Атропос _ существа, которые держат в руках нити судьбы, и людской, и божественной. Одна из них прядет нить, вторая вытягивает, а третья перерезает, и никто не в силах этого изменить. Свобода представляется в это время только в политическом смысле – свободный, значит «не раб», и только. До появления понятия свободы воли человека (камень преткновения практически всей философии!) остается еще минимум полтысячелетия.

В заключение имеет смысл привести краткую типологию мифов. Все они, как правило, делятся на три группы: космологические, социологические и эсхатологические. В космологических речь идет об образовании мира, примером может быть миф о Гее и Уране. Социологические повествуют о возникновении человека и общества, как правило, они связаны с так называемыми «культурными героями», это может быть один из богов, предок и т.д. Именно им приписывается в таких мифах установление социальных законов, открытие каких-то полезных свойств предметов, новых технологий и т.д. Эсхатологические же мифы повествуют о конце света, о том, чем должна закончится человеческая история.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: