Структура философского знания

Философия традиционно подразделяется на несколько направлений, которые, являясь тесно взаимосвязанными, тем не менее, обладают определенной самостоятельностью.

Онтология (учение о бытии) – раздел философии, изучающий проблемы бытия в целом; сюда относятся, в первую очередь, вопросы о субстанции, т.е. первоначале мира. Именно с онтологических проблем начинается вся философия, как восточная, так и западная. Первые философские системы были попытками увидеть единство, скрывающееся за кажущимся разнообразием. Уже в античной философии в онтологических проблемах проявляется диалектика таких понятий, как бытие и небытие, единство и множественность, форма и содержание и др. Позднее онтология явилась основой большинства философских систем, начиная со средневековых религиозных философов, которые сводили ее к проблеме бытия Бога, и заканчивая школами немецкой классической философии. Рассмотрение бытия в чистом виде, в качестве целостного единства, определяемого сущностью мироздания и имеющего неизменные и непреложные законы, лежит в основе философии Декарта, Лейбница, Юма, Гегеля, Маркса и др.

Гносеология – учение о познании. Проблема познаваемости окружающего мира являлась одной из ключевых на всем протяжении истории философии. Ответ на принципиальный вопрос о возможности и границах человеческого познания привел к знаменитому спору о вере и разуме в эпоху средневековья, к разделению новоевропейской философии на эмпиризм и рационализм, к появлению кантовских понятий «вещи в себе» и априорного знания и т.д.

Социальная философия – раздел философии, занимающийся проблемами наиболее общих закономерностей, отличающих происхождение и развитие человеческого общества. Причины и движущие силы общественного развития исследовались такими мыслителями как Платон, Аристотель, Августин, Гоббс, Монтескье и др. В рамках социальной философии в эпоху средневековья и в особенности в Новое Время складывается философия политики и права, в центре внимания которой – вопросы о возникновении и сущности политической власти, происхождении государства, причины появления правовых взаимоотношений.

Еще одним разделом социальной философии можно назвать философскую антропологию, которая занимается вопросами происхождения и развития человека. В отличие от биологического понятия антропологии, т.е. анализа человека как природного существа, философская антропология исследует становление человека как биосоциальной системы, ансамбль общественных отношений. Ключевыми проблемами являются проблема человеческого языка (разговорной речи), разделения труда как фактора, формирующего общественные отношения и др.

Этика – философская дисциплина, занимающаяся рассмотрением таких категорий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, мораль, нравственность и т.д. Этические системы появлялись еще на заре философии, например, буддизм и конфуцианство. В западноевропейской традиции уже у Аристотеля появляется «Никомахова этика», в которой говорится о добродетелях человека и о правилах его сосуществования с обществом. Главный труд Спинозы также носит название «Этика». Проблемы генезиса морали, возникновения и развития нравственных норм, зависимость их от конкретных исторических и культурных условий – вот сфера интересов этики.

Эстетика – наука о чувственном восприятии мира человеком Основными категориями являются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Эстетика рассматривает два круга явлений человеческой жизни – специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и художественную деятельность людей. Эстетическая мысль впервые возникает в античности, где мифы представляют собой художественные произведения и оцениваются во многом именно с этой стороны. Сам термин эстетика вводится в философию в середине 18 в. последователем Лейбница Баумгартеном, который показал необходимость выделения этого направления философской мысли в отдельный раздел.

Аксиология – раздел философии, изучающий ценностные основания человеческого бытия. Начиная с сократовского «поворота к человеку», когда был впервые поставлен вопрос о благе, понятие ценности входило в круг важнейших философских проблем. Аксиология рассматривает процессы формирования ценностей в различных культурах, их иерархию, взаимосвязь с потребностями и т.д. Традиционно принято делить ценности на материальные и духовные, однако такое деление достаточно условно, поскольку духовные ценности зачастую имеют материальное воплощение. Природа ценностей в разные эпохи объяснялась различными причинами, в качестве их источника предлагались общество, Бог, человеческое сознание, подсознательные процессы и т.д.

Все вышеперечисленные разделы являются связанными друг с другом, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Следует помнить, что подобное разделение весьма условно, т.к. рассмотрение, например, эстетических проблем приводит к необходимости анализа понятия эстетической ценности, т.е. при изучении эстетики приходится обращаться к аксиологическому аппарату; проблемы гносеологии невозможно решать без рассмотрения фундаментальных основ бытия и т.д. Тем не менее, такое вычленение структуры философского знания во-первых, «освящено традицией», во-вторых, представляет собой удобный методологический аппарат, облегчающий изучение философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: