Позитивизм и неопозитивизм

Прежде чем продолжить обзор основных философских направлений ХХ в., необходимо вернуться на сто лет назад и сказать о возникновении совершенно уникальной школы – позитивизма. Ее основателем является французский философ Огюст Конт.

В работе «Курс позитивной философии» Конт призвал отказаться от спекулятивных философских рассуждений, поскольку конечные их выводы не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. К философским спекуляциям он относил рассмотрение тех вопросов, которые составляли сущность всей философии с момента ее возникновения. В первую очередь это относится к проблемам предельных оснований бытия. Любые философские школы в конечном итоге приходят к понятию субстанции и утверждению в качестве таковой материи или сознания. Однако ни тот, ни другой постулат не являются проверяемыми и не могут быть доказаны эмпирически.. Отсюда Конт делает вывод, что философия вообще не должна касаться этих проблем. Вопросы, которыми занималась вся метафизика, - «Что?» и «Почему?» - должны быть отброшены, философия обязана строить свою систему по образу и подобию естественных наук, отвечая в первую очередь на вопрос «Как?». Философия, по мнению Конта, должна быть построена по образу и подобию естественных наук, основной ее функцией должна быть описательная. Материал для философского анализа – это «положительное» знание, доступное эмпирической проверке, отсюда происходит и само название «позитивизм».

В философии Конта отчетливо заметно влияние кантовской идеи о принципиальной непознаваемости ноуменального мира. Получение «позитивного» знания представляет, по сути, исследование явлений, т.е. «феноменов», при полном отказе от постижения сущности, т.е. «ноумена». Философия, по Конту, имеет право на существование только как система знаний, обобщающая системы частных наук.

Интересен контовский анализ интеллектуального развития человечества. Он выделяет три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную. На первой люди пытаются объяснить все процессы, происходящие в мире, сверхъестественными причинами, в это время происходит формирование религиозных представлений. При переходе на метафизический уровень прежние объяснения уже не удовлетворяют человеческий ум, однако он еще не способен построить законченную картину эмпирических обобщений, в результате появляются философские материалистические или идеалистические системы. Главная функция этой стадии – критическая, она должна подготовить интеллект к переходу на третий, высший уровень развития – уровень позитивного знания, при котором господствующей становится методология естественных наук, и науки об обществе и человеке строятся по этому принципу. На этом этапе и возникает философия позитивизма.

Идеи Конта можно рассматривать как попытку примирения материализма и идеализма, снятия их противоречий путем объявления их несущественными, но видеть задачу позитивизма только в этом – значит, серьезно недооценить его. Позитивизм как философия науки оказал огромное влияние на последующую философскую мысль.. В 20-е годы ХХ в. возникло течение неопозитивизма, объединившее таких выдающихся мыслителей как Рассел, Карнап, Поппер, Витгенштейн и др. Неопозитивизм окончательно расстается с метафизическими проблемами и переходит к анализу языка науки, соотношению символического и эмпирического познания. В центре изучения оказываются языковые средства знания. И это парадоксальным образом вновь приводит неопозитивистов к проблемам, рассматриваемым еще Парменидом и Декартом. Л. Фон Витгенштейн в «Логико-философском трактате» возвращается к вопросу о возможности познания мира и доверия к результатам этого познания. Логический и семиотический анализ, который большинство неопозитивистов признают за основу своей методологии, привел к появлению концепций Куна и Лакатоса о принципах развития науки (в частности, именно неопозитивизму мы обязаны термином «парадигма» в его современном понимании). Наконец, влияние идей Конта заметно в таких системах как герменевтика и феноменология. В качестве методологии науки неопозитивизм и постпозитивизм (являющийся позднейшей модификацией позитивизма) сохраняют свое значение и в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: