Появление структурализма связано в первую очередь с именем швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, который являлся основоположником структурной лингвистики. Работа де Соссюра была опубликована в 1916 г., но философскую интерпретацию она получила позднее.
Основная идея структурализма – возможность применения методов лингвистического исследования (в первую очередь – структурного анализа) для описания фактов культуры. Основной задачей при таком подходе оказывается выявление инвариантных конструкций, присущих различным системам. Структурализм получил широкое распространение в искусствоведении, этнографии, культурологии и многих других областях человеческого знания. Как философское течение структурализм связан с такими именами как Клод Леви-Стросс, Мишель Фуко, Ролан Барт, Жиль Делез, Умберто Эко и др.
Инвариантность структуры выступает в данном случае как понимание определенного набора правил, позволяющих получить из одного объекта ряд других при помощи определенных преобразований. При таком подходе отчетливо видна философская направленность структурализма как метода анализа единичного и множественного, т.е. той проблемы, которая является одной из ключевых со времени возникновения философии.
Структурализм указывает на необходимость исследования в первую очередь знаковых систем, поскольку бытие человека происходит в поле, метрицируемом именно знаками и отношениями между ними. Здесь опять-таки прослеживается кантовская феноменологическая традиция, однако структуралисты трактуют ее несколько по иному. Любая знаковая система – дискурс – определяет бытие человека, следовательно, язык не просто проговаривает себя через человека, как говорил Хайдеггер, он заставляет человека мыслить строго определенным образом. Таким образом, структурализм неизбежно приходит к проблеме свободы и власти, в первую очередь – власти языка. «Язык – самый страшный фашист» - это утверждение принадлежит Р. Барту. Показателен в этом плане пример, приводимый Д. Слобиным в книге «Психолингвистика». Он анализирует причины возникновения теории теплоты, популярной среди западноевропейских ученых в 17 – 19 вв., и предполагавшей существование некоего газа – флогистона, или теплорода, который изменял температуру тела. Появление этой теории может быть объяснено, как это не покажется странным, с точки зрения лингвистики. В индоевропейских языках понятие теплоты выражается именем существительным, т.е. частью речи, обозначающей предмет. Можно сказать, что «существительное – это то, что существует». Следовательно, если есть имя существительное, обозначающее теплоту, то должен существовать и ее материальный носитель. Подобные факты легли в основу теории лингвистического детерминизма, известной также под названием теории Сепира-Уорфа (по имени ее авторов). Власть языка, таким образом, оказывается гораздо более сильной, чем это обычно осознается.
Структурализм полностью разделяет это убеждение. Используя структурный метод для исследования бессознательного, он приходит к выводу о том, что истинная власть – не та, которая подкреплена армией или полицией, а та, которую человек не замечает. Блестящий анализ эволюции политической власти именно в этом направлении дает М. Фуко в работе «Надзирать и наказывать», где показана трансформация власти от установки на грубую силу до тотального, но незаметного контроля и манипулирования человеком на уровне подсознания.
Структурализм и постструктурализм связали воедино несколько философских направлений, на первый взгляд казавшихся несовместимыми, такие, как кантовский и психоаналитический подходы. Подобный синтез оказался весьма плодотворным и позволил этому направлению оставаться одним из наиболее распространенных и авторитетных в современной философии.