Философская антропология

Антропология в самом широком понимании этого слова – наука о человеке, однако при таком буквальном понимании мы сразу же сталкиваемся с рядом непреодолимых трудностей – все гуманитарные науки могут быть в той или иной мере названы антропологией. Сужая слишком широкое понятие, говорят об антропологии как о науке о происхождении и развитии человечества и отдельного человека. Философская антропология занимается еще более узким кругом вопросов, если можно назвать узкой проблему природы и сущности человека.

Традиционно принято считать, что основоположником философской антропологии именно как философской школы является немецкий философ Макс Шелер, однако происхождение и сущность человека рассматриваются уже в античности. Разумеется, первые представления об этих проблемах соответствовали уровню развития философии того времени и сейчас иначе как наивными их назвать нельзя.

В средневековье проблема сводилась к соотношению божественного и материального (плотского) начал в человеке, поэтому говорить об антропологии в философском смысле тоже еще рано.

Новое Время принесло новые подходы в понимании сущности человека. В этом периоде вновь проявляются материалистические тенденции, однако зачастую они сводятся к физикализму – сведению психических функций к их физиологической основе. Физикалисты утверждали, что основным в человеке является именно его биология, а все психологические и социальные особенности выводимы из нее. Появление трактатов «Человек-машина» (1747) и «Человек – растение» (1748) французского философа Ламетри могут служить ярчайшим тому примером. Физикализм представляет самую большую загадку человека – его разум – в виде результата простой функции человеческого мозга. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли, которые представляют собой материальную субстанцию, просто наука еще не может обнаружить эту материю. С одной стороны, физикализм для своего времени представлял прогрессивное учение, поскольку утверждал материалистический подход к изучению человека, с другой же – был явным заблуждением, т.к. объединял процесс и результат. Сейчас очевидно, что ноги не вырабатывают никакой «материи ходьбы», равно как и мозг не вырабатывает никакой материи мысли, функцию органа нельзя смешивать с результатом проявления этой функции.

Подлинным началом философской антропологии как самостоятельного раздела философии стали работы Макса Шелера, которого считают основоположником данного направления. Шелер утверждал, что вся философия должна выводится из человека, только в этом случае, через понимание его сущности можно придти к пониманию бытия в целом.

Сейчас выделяют несколько направлений философской антропологии, из которых основными являются биологическое и функциональное. Первое, представленное немецким философом А. Геленом, рассматривает человека с точки зрения его биологического начала, не сводя, однако, человеческую сущность только к природным процессам; согласно этой концепции, человек – это «творческое животное». Функциональное же направление, представителем которого является, помимо Шелера, Э. Кассирер, анализирует проблему человека не с позиций сущности, а с точки зрения ее проявлений. Ключевым понятием в этом подходе является деятельность, понимаемая как целенаправленный творческий труд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: