Понятие социума. Социальная структура

Категория социального является основным предметом исследования в социальной философии. Сущность и структура общества, вопросы его происхождения и законы функционирования и развития занимали умы философов начиная с самых ранних этапов развития философской мысли.

Существует несколько значений категории общества. В самом широком смысле общество – особая система, выделившаяся из природы и представляющая собой форму жизнедеятельности людей в их историческом развитии. В таком понимании общество может рассматриваться как синоним понятия человечества. В более узком смысле слова общество понимается как исторически конкретная форма развития человечества, отличающаяся от других особыми, присущими только ей характеристиками. В этом случае говорят, например, о буржуазном или феодальном обществе, о современном обществе и т.д. Еще более узким является понимание общества как системы, связанной с конкретной культурой – античное общество, китайское общество и т.д. Наконец, в современном мире встречается деление общества по совокупности присущих только ему отличий – традиционное общество, информационное общество и др. Все эти различные трактовки не противоречат друг другу, а, скорее, входят одна в другую; каждая из них более полно и конкретно раскрывает данное понятие.

Проблема возникновения общества решалась по разному на протяжении различных этапов философской мысли. В античности существовала точка зрения на социум как на совокупность индивидов, объединившихся под действием некоего «социального инстинкта». Средневековая философия рассматривает общество как проявление божественного миропорядка по отношению к людям. Новоевропейская философия дала концепцию общественного договора, согласно которой общество и государство возникает в результате некой конвенции, по которой индивиды делегируют часть своих «естественных прав» определенному социальному органу – государству, - которое взамен обеспечивает выполнение оставшихся прав и свобод. Также в это время возникает концепция социального организма, в которой общество рассматривается как подобие биологической системы.. Господство детерминистских взглядов, начинающееся с Лапласа, приводит к появлению таких систем социальной философии, как географический детерминизм Монтескье и экономический детерминизм Маркса. Сюда же относится и демографическая школа, рассматривающая процесс исторического развития общества как определяемый ростом населения.

В современной философии общество чаще всего рассматривается как совокупность действий отдельных индивидов. В теории социального действия (Вебер, Парсонс) на первый план выходит смысл таких действий, которым они наполнены для самого субъекта. Основой в этом случае выступает ценностная ориентация личности, определяемая культурой.

Независимо от точки зрения на механизмы возникновение и функционирования, в социальной философии выделяются определенные структуры (социальные сферы), к которым относятся экономическая, политическая и социокультурная (собственно социальная) сферы. Они взаимосвязаны и оказывают друг на друга значительное влияние. Некоторые структуры являются институциализированными, т.е. представлены в обществе четко выраженными конкретными институтами. Важнейшим из них является государство – механизм, регулирующий совокупность общественных отношений. В зависимости от степени его воздействия на отдельных людей и другие институты выделяют тоталитарное, авторитарное и демократическое общество. В тоталитарном государственный механизм является всепроникающим и распространяет свое влияние на все сферы жизни, от идеологии до частной жизни людей; это общество тотального контроля. Целью государства в тоталитарном обществе является сохранение и упрочение власти, понимаемой как самоценность. В авторитарном обществе господствуют те же тенденции, но, в отличие от тоталитаризма, базирующегося на неприкрытом насилии, авторитаризм создает подобие демократических институтов, которые, однако, подконтрольны централизованной власти.

Тоталитарное и авторитарное общество являются закрытыми. Деление общества на закрытое и открытое было проведено в работе К Поппера «Открытое общество и его враги». В открытом обществе властные механизмы являются, во-первых, прозрачными, во-вторых, контролируемыми различными социальными институтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: