Роль языка

Происхождение и сущность человека неразрывно связаны с его социальной сущностью. На заре своего развития вид человека разумного смог выжить только благодаря определенной общественной организации. Способность человека к производству орудий труда (и, соответственно, к самому труду как творческой целенаправленной деятельности) вызвала к жизни необходимость в наличии высокоразвитой системы общения – членораздельной речи. На Земле существует немало видов общественных животных, чье совместное поведение порой отличается высочайшим уровнем организации, причем это не всегда высшие животные. Общественные насекомые, такие, как муравьи и пчелы, демонстрируют потрясающую слаженность и разделение функций. Дифференциация особей может заходить так далеко, что единственным признаком, позволяющим относить их к одному виду, является набор генов. Муравьиная матка и рабочий муравей и по внешнему виду, и по выполняемым функциям значительно разнятся между собой, они имеют различную морфологию и физиологию. Человек же, в отличие от таких животных, способен к разделению труда, не меняя при этом своей структуры, один и тот же человек может выполнять различные функции в различное время. Морфологические различия муравьев позволяют им обходиться строго определенным ограниченным набором сигналов для обмена информацией, достаточной для выполнения их функций, человеку же для этого требуется определенный символический аппарат, позволяющий описать самые разнообразные ситуации. Именно такая способность к передаче информации, вызванная общественным разделением труда, и называется членораздельной речью. Ей соответствуют соответствующие анатомические изменения гортани и языка (как органа), позволяющие произносить артикулированные звуки. Многие животные используют сигналы при некоторых ситуациях, требующих определенной организации действий, например, стая волков при совместной охоте использует до полутора десятков различных сигналов. Однако в случае с животными такого рода обмен информацией представляет собой жестко фиксированную связь между действием, необходимым для выполнения, и звуковым сигналом, т.е. носит ярко выраженный знаковый характер. Каждому сигналу соответствует четко определенный объект. В человеческой же речи соответствие между объектом и его обозначением носит символический характер, т.е. оно может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Символ не имеет жестко закрепленного объекта обозначения, он является (в данном случае) речевой единицей, способной к употреблению в ряду других символов. Классическим примером здесь являются звуки, обозначающие различные буквы алфавита. Один и тот же звук может включаться в различные слова, обозначающие разные предметы.

Сущность человека определяется языком, на котором он разговаривает, который он усваивает с раннего детства и благодаря которому воспринимает культуру в целом. Отсюда понятен неустанный интерес философии к феномену языка. В самых разнообразных школах и направлениях признается его значение. В ряде из них язык понимается даже как первичное образование, являющееся причиной сознания и бытия. Хайдеггер называл язык «домом бытия». Структурализм утверждает власть языка на всех уровнях человеческого существования. Марксизм называет способность к членораздельной речи, наряду со способностью производить орудия труда, важнейшим качеством человека, отличающим его от животного. Истоки такого понимания прослеживаются еще в кантовской философии. Мы не можем воспринимать окружающий мир иначе как в языке; все разнообразие явлений и предметов отражается в понятиях и их взаимосвязи. Даже самые простые ощущения – тепло, голод, боль и т.д., отражаются определенным понятием. Чувственное, образное восприятие мира также накладывается на определенную сетку понятий, мы не можем отказаться от перевода наших ощущений и восприятий в языковую форму, поскольку это заложено в нас самой природой и развито в процессе усвоения культуры.

Язык как знаковая система является матрицей, которая заставляет бытие разворачиваться в человеке; с одной стороны, он дает саму возможность такого развертывания, с другой же – задает его правила, нормы и запреты, предписывая человеку чувствовать и мыслить совершенно определенным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: