Сознание

Говоря о процессе познания, мы все время подразумевали, что он осуществляется сознанием человека. Категория сознания является одной из важнейших в философии, психологии, многих других естественных и гуманитарных науках. Вопрос о приоритете материи или сознания служит основой разделения философских учений на материалистические и идеалистические.

Сознание обладает рядом свойств и характеристик, важнейшей из которых являются его социальная сущность. Сознание принадлежит человеку, но формируется оно только в социуме благодаря определенному комплексу общественных отношений. Сознание отражает реальность в виде ряда чувственных и рациональных образов, именно его способность к отражению служит основой познавательных процессов. Познание предвосхищает конкретно-практическую деятельность, придавая ей целенаправленный характер. Однако только познавательной и практической функциями деятельность сознания не ограничивается, в нем происходит актуализация выработанных обществом и принятых субъектом ценностей, поэтому при рассмотрении сознания следует иметь в виду не только его гносеологический и праксеологический аспекты, но и аксиологические характеристики (аксиология – учение о ценностях). Сознание является высшим уровнем психической активности человека, оно представляет собой сплав индивидуального и социального. В нем формируется отношение человека как к окружающему миру и социуму, так и к самому себе, в этом случае говорят о самосознании. Одним из важнейших качеств сознания является интенциональность, т.е. направленность. Человек способен произвольно, по собственному усмотрению направлять его на различные предметы окружающей действительности. В этом случае говорят о фокусировке сознания – в центре внимания находятся определенные объекты окружающего мира, а все остальное оттесняется на периферию. Это явление имеет физиологическую основу и называется доминантой (оно было подробно исследовано нейрофизиологом А.А. Ухтомским).

Сознание человека отвечает не только за рациональное отражение мира, но и за эмоциональное состояние. Эмоции и чувства составляют важнейший компонент человеческой жизни, зачастую именно они оказывают решающее влияние на процесс принятия решений, выбор способа действий и т.д.

Сознание не ограничивается пассивным созерцанием, оно активно и содержит в себе творческое начало, способствующее не только отражению, но и преобразованию окружающего мира и самого человека. Именно эта творческая активность отличает человека от животных, которые могут использовать предметы окружающего мира, но не производят их.

Становление сознания происходит только в обществе, поэтому важнейшим условием для него является коммуникативная возможность. Она осуществляется благодаря языку – определенной знаковой системе. Доказано, что человек, на протяжении первых лет своей жизни лишенный общения с другими людьми и не слышащий членораздельную речь, полностью утрачивает способность к социализации. Мозг человека содержит структуру, отвечающую за языковые процессы, и если в течении двух-трех лет после рождения она не была задействована, такой человек полностью утрачивает способность к восприятию речи. Социальный фактор, реализованный в языке, оказывается определяющим для становления личного (индивидуального) сознания, которое представляет собой часть общественного сознания.

Под общественным сознанием понимают совокупность норм, правил, ценностей каждой конкретной культуры. Оно воплощается в различных формах – их представляют наука, религия, мораль, право, идеология, искусство, философия. Общественное сознание развивается по законам, независимым от каждого конкретного человека, хотя и является продуктом совместной деятельности людей, определенным образом организованных в какие-либо социальные группы. Общественное сознание многоуровнево, в нем содержаться структуры, связанные в сложную систему, начиная от обыденного сознания и заканчивая теоретическими построениями. Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие, они оказывают взаимное влияние друг на друга. Исторически выработанные обществом нормы, правила, ценности и запреты становятся личными убеждениями конкретного индивида, в то же время этот последний, обладая активным творческим началом, изменяет общественное сознание, привнося в него какие-либо новые элементы. Разумеется, вклад различных людей в формирование общественного сознания не равнозначен, он зависит от творческого потенциала, однако в целом общественное сознание формируется благодаря постоянной духовной деятельности всех людей. Общественное и индивидуальное сознание, таким образом, также являются диалектическими категориями, рассмотрение которых вне их взаимосвязи невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: