Теорема Коуза: принципиально рынок может учесть экстерналии, если права собственности четко определены и оптимально используются

Общественные блага.

Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они не конкурентны и не исключаемы.

Блага являются неконкурентными, если предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю, т.е. они не продаются и не покупаются на рынке. Например, если скоростное шоссе существует, и на нем нет «пробок», дополнительные издержки проезда на нем равны нулю; или когда маяк построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам.

Благо является не исключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления, т.е. очень дорого или абсолютно невозможно исключить отдельных людей из его потребления. Эти блага называют еще неэкономическими, т.к. пользование благом одним из потребителей не исключает возможности такого же пользования этим благом другим, т.е. ни один человек не может быть исключении из пользования ими. Автомобили, например, исключаемы (и конкурентны), т.к. если магазин продает новый автомобиль одному потребителю, он исключает возможность других лиц купить данную машину.

А вот программа по уменьшению количества комаров – не исключаемое благо, т.к. его невозможно обеспечить, не принося пользу всем, хотя заставить всех платить практически невозможно. Люди действуют как пассажиры – «зайцы», понимая ценность программы и ее пользу для себя, но не платя на нее.

Общественные блага рынок сам по себе производить и учитывать не может, для этого требуется вмешательство (субсидирование) государства.

Производства общественного блага эффективно, когда вертикальная сумма индивидуальных спросов на него равна предельным издержкам его производства.

Доход

D

D2

Предельные издержки

D1

Q (выпуск)

Рис. Эффективный объем производства общественного блага.

Пусть D1 – спрос на общественное благо одного потребителя, D2 – второго потребителя. Каждая кривая спроса показывает нам предельную выгоду, которую получает потребитель для каждого объема выпуска продукции. Чтобы подсчитать сумму предельных выгод обоих потребителей, мы должны сложить обе кривые спроса по вертикали (а не по горизонтали, как в случае построения кривой совокупного рыночного спроса по кривым индивидуального спроса потребителей). Таким образом, мы получаем совокупную кривую спроса на общественное благо.

Общественное благо производить наиболее эффективно, когда предельная выгода всех потребителей равна предельным издержкам.


[1] При написании текста существенно использованы ряд соответствующих учебников, в том числе: 1. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус «Экономика», пятнадцатое издание, русский перевод, БИНОМ-1977; 2. 50 лекций по микроэкономике т.1 и т.2. инстиут «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004; 3.В.М.Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И.Моргунов Микроэкономика т.1,т.2 Санкт-Петербург,1996; 4.П.И.Гребенников, А.И.Леусский, Л.С.Тарасевич «Микроэкономика», Санкт-Петербург, 1996; Е.А.Киселева «Микроэкономика», 1995 и др.

[2] История экономических учений и подробно изложена во многих работах, в том числе весьма содержательно и в то же время кратко, ряде работ Р.Я.Левита, например: Р.Я. Левита «История экономических учений». Изд-во «Catallaxy», 1998.

[3] П.Самуэльсон, В.Нордхаус, 1977, с.48.

[4] Модели Курно и Штакельберга и соответствующие примеры излагаются по книге П.И.Гребенникова, А.И.Леусского и Л.С.Тарасевича «Микроэкономика» Из-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: