Несостоятельность (отказы) рынка

По ряду причин рынки могут быть несостоятельными, то есть не пригодны к эффективной работе.

Основные причины:

1. Рыночная власть.

2. Субъекты рынка, то есть потребители или производители могут иметь неполную или искаженную информацию, пользуясь которой будут принимать не самые эффективные решения, то есть допускать ошибки при производстве или потреблении.

3. В рыночных ценах могут не учитываться имеющиеся внешние эффекты.

4. Рынок не всегда способствует производству так называемых общественных благ, даже при относительно небольших издержках на их производство и значительной их полезности для всех потребителей.

Рассмотрим эти причины подробнее.

Рыночная власть.

Фирмы с рыночной властью используют в своих решениях цены, отличающиеся от цен равновесия. Например, назначение монополиями, высоких цен, отличных от цен потребителя, приводит к общественным потерям, продукции производится и продается меньше и по более высоким ценам по сравнению с конкурентным рынком.

Аналогично с рыночной властью на рынке факторов производства. Предположим, что профсоюзы предоставили рабочим рыночную власть над предложением их труда в пищевой промышленности. Тогда в сфере производства продуктов питания будет предложено мало труда при чрезмерно высокой заработной плате, а в легкой наоборот – много труда при низкой заработной плате. В легкой условия эффективности вложений будут выполняться, поскольку , а в пищевой оплата труда будет выше, чем в легкой, т.е.

Результатом этого будет неэффективность вложений, так как эффективность требует равенства предельных норм технологической замены в производстве всех товаров.

Неполная информация.

Как мы уже отмечали, на конкурентных рынках присутствует совершенная (полная) информированность всех участников рынка (прозрачность рынка). Но для многих ситуаций в бизнесе существует случаи асимметричности информации, когда продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель, работники знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей, управляющие знают возможности предприятия лучше, чем собственники и т.д.

Наличием асимметричной информации объясняются многие правила поведения в обществе, с помощью которых пытаются уменьшить последствия несостоятельности рынка, вызванные неполнотой информации: предоставление автомобильными компаниями гарантий и услуг на новые модели автомобилей, заключение контрактов между работниками и фирмами, предусматривающими стимулы и премии, контроль держателей акций поведения управляющих и т.д.

Рынок борется с асимметрией информации с помощью рыночных сигналов, выражающих информацию о качестве товара, которые продавцы подают покупателям.

Допустим, фирма намерена нанять двух человек. Эти два потенциальных работника (продавца рабочей силы) знают гораздо больше о качестве своего труда, чем фирма (покупатель рабочей силы). Внешнее впечатление дает незначительный сигнал – оно мало чем может помочь при разграничении высокоэффективных и низкоэффективных работников. Чтобы сигнал был значимым, нужно, чтобы его было легче подать высокоэффективным, чем низкоэффективным работникам. Например, уровень образования (подтвержденный документом) является значимым сигналом об эффективности работника на рынке труда. Высокопроизводительные работники захотят закончить институт, чтобы иметь возможность подать сигнал об этом (хотя, кроме этого, образование дает полезные знания и, в конечном счете, увеличивает продуктивность работы).

Кроме дипломов, значимыми сигналами могут быть гарантии и поручительства, сертификаты качества и т.д.

Рассмотрим пример рынка подержанных автомобилей («лимонов»). Информация об их качестве асимметрична: продавец такого автомобиля знает о нем гораздо больше, чем потенциальный покупатель. Это приводит к тому, что на рынке реализуется больше низкокачественных автомобилей, т.к. рыночная цена оказывается слишком низкой, чтобы осуществлялась продажа высококачественных подержанных машин. В идеальном мире совершенных рынков при всей полноте информации потребители имели бы возможность сделать правильный выбор: некоторые выбрали бы менее качественные автомобили из-за их дешевизны, другие предпочли бы более качественные и дорогие. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют с рынка высококачественные.

Внешние эффекты (воздействия,экстерналии).

Внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на действия другого. Эти воздействия могут быть неблагоприятными (отрицательными), когда деятельность одной стороны вызывает издержки у другой, например, сброс сталелитейным заводом сточных вод в реку, в которой рыбаки ловят рыбу, уменьшает улов рыбаков, а могут быть благоприятными (положительными), когда деятельность одной стороны приносит прибыль (эффект) другой, например, если владелец дома перекрасит свой дом и разобьет цветник, от этого выиграют все соседи.

Так как внешние воздействия не отражаются в рыночных ценах, они могут стать причиной экономической неэффективности.

Рассмотрим пример со сбросом вод сталелитейных заводов в реку. Предположим, что все сталелитейные заводы загрязняют воду, и объем стоков может быть сокращен только за счет снижения объема производства.

 
 


Р D

MSC

S=MC

р*

р

MEC

0 q* q Q (выпуск отрасли)

Рис. Изменение издержек производства и объема выпуска с учетом внешних воздействий на окружающую среду

Цена на сталь находится р находится на пересечении кривых спроса D и предложения S. Кривая предложения МС является кривой предельных издержек сталелитейной отрасли. Если включаем в расчет внешние воздействия, т.е. внешние издержки, то кривая предложения меняется и соответствует предельным общественным издержкам MSC (marginal social cost), которые представляют собой предельные издержки производства отрасли (МС) плюс предельные внешние издержки на охрану окружающей среды МЕС (marginal ecological cost). МЕС представляют собой сумму предельных издержек каждого человека, потерпевшего убытки, для каждого объема производства. Кривая MSC пересекает линию спроса в точке q*, который и является эффективным объемом производства отрасли с учетом внешних воздействий.

Очевидно, что объем производства отрасли слишком велик, рыночная цена р слишком низка – она отражает предельные частные издержки производства отрасли, но не предельные общественные издержки.

Загрязнение окружающей среды является общераспространенным внешним воздействием, которое ведет к рыночным трудностям. Его последствия можно предотвратить при помощи стандартов по выбросам, платы за выбросы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: