На показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Показатели Агрессивная стратегия Осторожная стратегия
Внеоборотные активы, млн д.е.    
Текущие активы, млн д.е.    
Итого активов, млн д.е.    
Текущие обязательства, млн д.е.    
Капитал (активы – текущие обязательства), млн д.е.    
Планируемый объем реализации, млн д.е.    
Прибыль от реализации (20%)    
Рентабельность капитала, % 40,0 28,8
Величина чистого оборотного капитала, млн д.е.    
Коэффициент покрытия как отношение текущих активов к текущим обязательствам 1,3 2,3

Как видно из таблицы, осторожная стратегия по сравнению с агрессивной требует дополнительно инвестировать в оборотный капитал 60 млн денежных единиц. Увеличение запасов и рост продаж произведенной продукции в кредит (увеличение дебиторской задолженности) позволяет увеличить объем реализации на 20 млн денежных единиц. Однако рост объема реализации не сопровождается аналогичным ростом доходности. Рентабельность капитала снижалась с 40% (агрессивная стратегия) до 28,8% (осторожная стратегия), а величина чистого оборотного капитала и коэффициент покрытия возросли.

Решение о том, какую стратегию выбрать и какая стратегия в наибольшей степени соответствует целям предприятия, должно строиться на выборе между затратами, связанными с увеличением текущих активов, и выгодами, которые получает предприятие (например, возможность проведения либеральной кредитной политики). Существенное значение при выборе стратегии имеет оценка стоимости финансирования по каждому из альтернативных вариантов.

В финансовом менеджменте существуют понятия «постоянный оборотный капитал» и «переменный оборотный капитал». Это вызвано тем, что величина оборотных средств может определяться не только потребностями производственного процесса, но и случайными факторами. Постоянный оборотный капитал (системная часть текущих активов) может быть определен как минимум текущих активов, необходимых для осуществления производственной деятельности. Категория переменного оборотного капитала (варьирующая часть текущих активов) отражает дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды (например, во время сезонной реализации) или в качестве страхового запаса. Разделение оборотного капитала на постоянный и переменный дает возможность разработать вопрос о стратегиях финансирования.

Управление оборотным капиталом связано для предприятия с решением проблемы риска. Можно выделить два типа риска:

1) риск, который связан с нерациональным объемом и структурой оборотных активов:

- излишний объем оборотных средств (увеличивает издержки финансирования и снижает доходы);

- недостаточность производственных запасов (сырье, материалы) - может вызвать падение объемов производства, срыв договоров поставок, т.е. снизить эффективность процесса производства; наличие излишних материалов также может иметь отрицательные последствия (например, снизить качественные характеристики сырья и материалов вследствие длительного хранения, что отрицательно скажется на качестве готовой продукции и т.д.);

- необоснованное увеличение запасов готовой продукции (увеличивает издержки, связанные с хранением);

- необоснованное увеличение дебиторской задолженности, рост безнадежных долгов;

- недостаточность денежных средств;

2) риск, связанный с источниками финансирования:

- высокий уровень кредиторской задолженности (может привести к потере ликвидности);

- неоптимальное соотношение между краткосрочными и долгосрочными источниками финансирования;

- высокая доля долгосрочного заемного капитала.

Управление оборотным капиталом предприятия должно обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы предприятия.

В теории финансового менеджмента разработаны различные варианты воздействия на уровень риска. Основными из них являются:

1) минимизация текущей кредиторской задолженности (этот подход сокращает возможность потери ликвидности, однако такая стратегия предполагает использование собственного и долгосрочного заемного капитала для финансирования значительной части текущих активов);

2) минимизация совокупных издержек финансирования (в этом случае основным источником финансирования становится краткосрочная кредиторская задолженность; этот источник за счет своей низкой стоимости обеспечивает снижение издержек финансирования, одновременно повышая риск невыполнения обязательств);

3) максимизация полной стоимости фирмы (данная стратегия включает процесс управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию предприятия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: