Расчет прогнозируемой величины дебиторской задолженности по месяцам, тыс. д.е

Показатели I II III IV V VI VII VIII
1. Выручка             - -
2. Оплата в течение текущего месяца             67,5   -   -
3. Оплата в течение месяца, следующего за текущим   -               -
4. Оплата в течение второго месяца, следующего за текущим   -   -             122,5
5. Итого оплачено           253,5 - -
6. Не оплачено           16,5 - -
7. Дебиторская задолженность           319,5    

Как видно из таблицы, однодневная выручка за первое полугодие составит: [(200 + 220 + 220 + 240 + 260 + 270): 180 дн] = 7,83 тыс. денежных единиц. Можно определить и средний период погашения дебиторской задолженности в днях: [319,5: 7,83] = 40,8 дня.

Для ускорения платежей могут быть использованы скидки. В странах с развитой рыночной экономикой распространенной схемой расчетов является «d/k чисто n». Это означает:

а) покупатель получит скидку в d%, если оплатит и товар в течение k дней (например, с момента отгрузки);

б) покупатель оплатит полную стоимость товара, если оплата будет произведена с (k + 1) день до n дней;

в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого варьируется в зависимости от момента оплаты.

Предоставление скидки выгодно как продавцу, так и покупателю. Выгода продавца связана с ускорением оборачиваемости оборотных средств, а выгода покупателя – со снижением цены покупаемого товара.

Кредитная политики предприятия может меняться в зависимости от изменения экономических условий, колебания конъюнктуры рынка: может быть увеличен или уменьшен срок предоставления кредита; могут быть изменены условия предоставления скидки, введены скидки. Расчет различных вариантов кредитной политики позволяет установить, как повлияет на величину дебиторской задолженности и прибыли изменение сроков предоставления кредитов, величина потерь по безнадежным долгам, величина скидок и т.п. Выбирая оптимальный вариант, следует помнить: критерием выбора кредитной политики является рост прибыли предприятия.

Разработка инкассационной политики предусматривает способы взыскания просроченных долгов. Политика взыскания долгов должна учитывать два момента: а) период задержки оплаты; б) качество счетов клиента, т.е. состояние организации должника. В совокупности эти характеристики достаточно точно отражают риск, связанный с дебиторской задолженностью. Однако следует иметь в виду, что применительно к конкретному плательщику они могут быть как совпадающими, так и несовпадающими характеристиками. В частности, затруднительное финансовое положение предприятия-должника может явиться причиной неоплаты счетов в установленные договором сроки. Или, как показывает мировая практика, сомнительные компании могут придерживаться политики досрочной оплаты счетов поставщиков, а такие солидные клиенты, как государственные организации, могут задерживать платежи. При проведении инкассационной политики основными ориентирами являются доходы и расходы с ней связанные. К доходам и расходам, которые необходимо учитывать, относятся: суммы, поступающие в счет погашения дебиторской задолженности; издержки, связанные с взысканием долгов; объем подлежащих списанию безнадежных долгов.

В качестве мер воздействия на должника могут быть использованы: телефонные звонки и письменные уведомления; заключение договоров с фирмами, специализирующимися на сборе просроченных платежей; судебное разбирательство.

При формировании инкассационной политики следует учитывать возможности факторинговых операций. Факторинг – это переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания (факторинговый отдел банка); фирма-клиент (поставщик товара); фирма-заемщик. Факторинговая компания фактически производит покупку дебиторской задолженности и финансирование фирмы-клиента. Факторинг обеспечивает для организации поставщика ряд преимуществ: а) возможность финансирования за счет факторинговой компании до наступления срока платежа; б) уменьшение финансового риска; в) возможность получения информации о платежеспособности покупателей.

Взаимоотношения факторинговой компании и фирмы-клиента строятся на договорной основе. В договоре о факторинговом обслуживании оговариваются права и обязанности сторон, процедуры предоставления кредитов поставщику, переуступки долговых требований и их инкассирования, лимиты сумм, в рамках которых осуществляется страхование кредитных рисков. За свои услуги факторинговая компания получает комиссионные и плату за учетные операции. Факторинговые операции могут проводиться как с уведомлением должника о продаже требования, так и без уведомления.

В настоящее время в России факторинговые операции не получили распространения, однако Гражданский кодекс предусматривает возможность финансирования под уступку денежного требования. По данному договору одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента – кредитора к третьему лицу – должнику (за поставленные клиентом товары, выполненные работы, оказанные услуги), а клиент уступает или обязуется уступить денежное требование. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение бухгалтерского учета фирмы, предоставление финансовых услуг, связанных с денежными требованиями.

Важным элементом управления дебиторской задолженностью является создание резерва по сомнительным долгам. При заключении договора каждая из сторон (предприятие-продавец; предприятие-покупатель) рассчитывает на то, что условия договора будут выполнены в срок. Но по различным причинам партнеры не всегда вовремя расплачиваются за товар или вообще не выполняют обязательств. Для того чтобы экономически обезопасить себя, предприятие может создавать резервы по сомнительным долгам.

В международной практике существуют два способа расчета величины резерва по сомнительным долгам:

- метод процента от нетто-реализации;

- метод учета счетов по срокам оплаты.

В основе метода «процент от нетто-реализации» лежит расчет процента сумм безнадежных долгов в общем объеме реализации.

Предположим, что объем реализации за год составил 5 000 тыс. денежных единиц. Используя данные об объеме реализации и величине безнадежных долгов за предшествующие периоды, рассчитаем требуемый процент (пример условный).

Таблица 8.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: