Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Удовлетворить свои нужды можно путем самообеспечения, децентрализованного обмена (когда каждый сам продает или обменивает свой товар), централизованного обмена (когда операциями купли-продажи занимается специальный человек). Централизованный обмен и возникновение специальных торговцев повышают торгово-операционную эффективность экономики.
По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число торговцев (купцов) и рынков. В развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта продавец может дать вечером рекламу по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.
Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. В связи с введением понятия «рынок», можно сформулировать ещё одно определение маркетинга.
|
|
Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть покупателям.
Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями рынка приходиться быть продавцам.
Кроме того, рынки разделяются по видам товаров, это могут быть рынок услуг, промышленных товаров, денежный рынок и т. п.
Существует 5 типов клиентурных рынков:
1. Потребительский рынок – отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
3. Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
4. Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
5. Международный рынок – покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.