Система высшего образования советского времени

Педагогические идеи в системе образования в России XVIII-XIX веков

Развитие женского высшего образования в России

До этого сначала появились женские специальные гимназии (наряду с мужскими гимназиями). А после этого уже стало развиваться женское высшее образование.

В 1863 году выпускницам гимназий было запрещено получать высшее образование.

Женское высшее образование начало развиваться во второй половине XIX века с создания женских высших курсов.

Н.А. Вышнеградский впервые открывает «всесословные высшие женские курсы».

Далее также созданы были «Бестужевские курсы».

В 1886 году все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в самом конце XIX века – начале XX века. Существовали они первоначально на пожертвования и плату за обучение, документ об окончании не выдавался.

1872 г. – образование II МГУ в Москве – МПГУ.

Уставом 1828 года было введено ограничение сословий, и впредь гимназическое образование получали лишь дети дворян и чиновников. Этому ограничению сопутствовало насаждение классицизма в учебных программах гимназий. Классицизм означал: введение греческого языка, изучение латыни с первых лет, отмена «вольнодумских наук», в том числе философии и права, введение закона Божьего.

В 1864 году принят Устав, расширивший преподавание дисциплин естественно-научного цикла.

В 1871 году – возврат к классицизму в образовании, так как нововведения Устава 1864 года вели к развитию «материализма» и «нигилизма» среди молодежи.

1887 год – «циркуляр о кухаркиных детях» - И.Д. Делянов – ограничение образования для низших, рабочих слоев.

В середине XIX века К.Д. Ушинский разрабатывает основы образования для подготовки «чиновников на службу отечеству».

Т.Н. Грановский выступал за классическое духовное образование, однако рассматривал это образование как то, которое способно сохранить самое ценное, способное ценности передать потомкам.

К.Д. Кавелин одним из первых заговорил о том, что между методами обучения и мотивацией прямая связь. Он противопоставлял пассивное обучение активному и ратовал за привнесение активных методов обучения.

Н.И. Пирогов требовал повышения научной подготовки студентов; говорил, что обязательно надо заниматься воспитательной стороной.

В целом в советское время образование переживает подъем.

Однако был и ряд минусов:

В довоенный период большое количество представителей интеллигенции эмигрировало или погибло. «Философские пароходы» - пароходы, на которых высылали принудительно тех людей, которых считали «неблагонадежными». Социальные факторы не способствовали развитию образованию. Чрезмерная идеологизация. Были существенно ограничены академические свободы в вузах. Появились «рабочие факультеты», выпускники которых после подготовки по сокращенной программе принимались в высшие учебные заведения практически без экзаменов.

Проблемы образования:

деформированная структура подготовки специалистов (до 40% студентов в СССР получали инженерное образование);

отсутствие непрерывности системы образования и способности получения дополнительного образования;

не было социально-психологических знаний, необходимых для работы в коллективе и руководства им;

на экологию не обращалось внимание;

недостаточная гуманитарная подготовка, приводившая к засилью технократического мышления и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: