Борьба моделей высшего образования

I. Европейская (континентальная) модель (и соответствующая ей система обучения в СССР):

1) пятилетняя образовательная программа;

2) контроль государства над учебными заведениями;

3) слабая вовлеченность системы образования в рынок;

4) на государстве лежала и ответственность за трудоустройство выпускников;

5) те, кто получал высшее образование, делали это один раз и на всю жизнь.

II. Американская модель

Среднее образование: 2 ступени – 12-летнее обучение (начальная школа – 6-11 лет и средняя школа – младшая средняя школа (12-15 лет), старшая средняя школа (16-18 лет)).

Единых требований к изучению дисциплин нет.

Высшее образование:

Undergraduate level – обучение в колледже или университете 4 года; выпускники получают степень BA (бакалавр искусств) или BS (бакалавр наук), что соответствует диплому о высшем образовании в России.

Graduate level – типа нашей аспирантуры. Можно стать Master of Science или of Arts или PhD.

Болонский процесс

«Болонский процесс» – 19 июня 1999 года - Болонская декларация.

На 2011 год Болонский процесс – включал 47 стран Европы и Азии.

Смысл процесса заключается в том, что Болонский процесс – это процесс сближения и гармонизации (уподобления) систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского образовательного пространства.

Основные положения Болонской декларации:

1) принятие системы сопоставимых степеней (бакалавры, магистры итп);

2) введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;

3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система крЕдитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System) (по сути, это единица трудозатрат каждого студента, до конца эта система еще не разработана), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;

4) существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного или на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования;

5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечения к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;

7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

На настоящий момент в России введена новая многоуровневая система высшего образования, но пока еще кое-где сохранен специалитет. В систему трудоустройства это вписывается пока плохо и бакалавров не считают получившими высшее образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: