1. Демократизация высшего образования – общедоступность высшего образования, свобода выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления
2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства.
Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию – базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, лектории, отделения последипломного образования.
Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, междисциплинарных разработок как для преподавателей, участвующих в его работе, так и для студентов (через курсовые и дипломные работы).
Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро (в том числе студенческие), опытные производства и др.
3. Фундаментализация образования – противоречивая тенденция. Углубление фундаментальной подготовки. Но за счет сокращения других дисциплин. Более строгий отбор материала, системный анализ содержания и выделения его основных инвариант.
Проблема – падение интереса к обучению или затруднение узкопрофессиональной адаптации.
4. Индивидуализация обучения в целом и индивидуализация труда студента.
Достигается за счет
1) увеличения числа факультативных и элективных курсов;
2) распространения индивидуальных планов;
3) учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения;
4) увеличения объема самостоятельной работы (при одновременном уменьшении времени, отводимого на аудиторные занятия).
5. Гуманитаризация и гуманизация направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля.
Достигается:
1) увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (до 30%);
2) расширением культурного кругозора студентов;
3) привитием навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п.;
4) созданием благоприятных возможностей для развития мышления и др.
6. Компьютеризация высшего образования.
7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию.
Рост числа студентов и опережающий рост расходов на образование по сравнению с другими социальными программами.
8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.
9. Растут требования к профессионализму преподавателей.
Повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов.
Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей, подсчитываются рейтинги, очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, НИР и общественной активности.
10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества.
В США: группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям – затраты на подготовку одного студента; объем научно-исследовательских работ; число и качество читаемых курсов; количество выпускников, получивших докторскую степень и т.п.
В России: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение; научно-исследовательская деятельность – объем НИОКР в расчете на одного НПР; международная деятельность – удельный вес численности международных студентов, завершивших освоение основную образовательную программу ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент); финансово-экономическая деятельность – доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР; инфраструктура – общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.
Зачет складывается из посещения, активности, выступления на семинарских занятиях, специального отдельного зачета не будет.
В пятницу семинар