Критерии и пути достижения эффективности социальной политики

Важнейшее значение для характеристики социальной политики имеет выяснение вопроса, насколько результативны общественные усилия в регулировании социальной сферы, то есть степень решения социальных проблем. При этом необходимо учитывать два соображения. Первое. Последствия социальной политики сказываются на состоянии не только непосредственно социальных, но и экономических и политических проблем. В данном случае эффективность выясняется только на примере отдельных, наиболее общих социальных явлений.

Второе. Теоретически механизм общественного регулирования представляется единым, хотя практика дает немало примеров отсутствия единства его отдельных направлений. Состояние социальной сферы складывается под влиянием как социальных мер, так и экономической политики, экономики. Выделить прямой эффект социальной политики, отделить его от социальных последствий экономической политики крайне сложно, если вообще возможно.

Уровень жизни. В переходный период предотвращению падения или стабилизации уровня и качества жизни (благосостояния) придается особенно большое значение из-за их резкого обострения. Существенную роль в противодействии тенденции к падению жизненного уровня играет приобретение навыков самостоятельного решения материальных трудностей, изменение экономического поведения, преодоление психологии иждивенчества и патернализма.

Различные социально-демографические группы населения обладают различными субъективными способностями и объективными возможностями приспособления к радикально меняющимся условиям существования. У разных групп неодинаковы и формы такого приспособления. Многое зависит от возраста, здоровья, степени трудоспособности, семейного положения, уровня и содержания общего и специального образования, специальности и квалификации, профессиональной подготовки и трудового опыта, степени их соответствия требованиям, предъявляемым общественным производством.

Процессы самостоятельного приспособления проявляются разнообразно, например, в виде упоминавшихся феноменах продолжения работы после достижения пенсионного возраста, второй занятости работающих, а также участия населения в процессах финансового накопления и др. Приведенные, а также аналогичные формы активного и пассивного, прямого и косвенного противостояния тенденции к падению жизненного уровня, в том числе на индивидуальной основе, получают распространение.

Дифференциация доходов. Тенденция к падению жизненного уровня неравномерно касается различных слоев населения. Она развивается на фоне резко усилившейся дифференциации доходов. В экономически передовых странах с рыночным хозяйством чрезмерная с экономической и социальной точек зрения дифференциация доходов снимается в ходе перераспределительной деятельности государства (через прогрессивное налогообложение и т. п.). Практически не сдерживаемое государством возрастание разрывов доходов особенно характерно для экономически относительно слабых, развивающихся стран, где рыночные отношения еще не приняли полностью завершенного вида. Такая специфика частично связана и с политическим устройством этих стран.

Усиление дифференциации доходов служит проявлением того, что на нынешней стадии переходного периода сглаживание чрезмерных социальных различий не стало целью политики российского государства. Фактически, несмотря на официальные заявления, оно стоит на позициях невмешательства в этой области. Возможности перераспределения доходов используются здесь лишь в незначительной степени.

Дифференциация доходов является одним из источников имущественного неравенства.

Социальное расслоение. Увеличение разрывов в величине доходов отражает растущее расслоение общества по различным социальным категориям. Попробуем обобщить и развить результаты уже публиковавшихся попыток деления на доходные группы.

В качестве основы деления используем показатели величины дохода на члена семьи и прожиточного минимума (ПМ), общего для всех слоев населения.

Используя такую методику, мы относим к категории бедных всех обладающих доходом ниже ПМ; превышающим ПМ — к обеспеченным; составляющим более полутора десятков ПМ — к богатым. В итоге вся схема деления по размерам дохода выглядит следующим образом (см. схему 6).

Приведенное деление в большой степени условно. Оно, как и всякое иное обобщенное деление, не учитывает всех возможных жизненных ситуаций, промежуточных категорий доходополучателей, и т. п. Количественные границы (критерии), разделяющие отдельные категории, приблизительны.

Основным фактором малообеспеченности была высокая иждивенческая нагрузка в многодетных семьях, что косвенным образом свидетельствовало о крайне низком уровне социальной поддержки семей и детей.

Увеличение в составе населения двух крайних категорий доходополучателей — бедных и богатых — служит признаком поляризации социальной структуры. Она, в свою очередь, свидетельствует о «вымывании» средних категорий доходополучателей, существование и расширение которых так необходимо для укрепления социальной и политической стабильности российского общества.

Однако эффективность социальной политики в современной России не поддается однозначно негативной оценке. Социальная деятельность государства на всех уровнях, а также институтов гражданского общества играет важную роль в ослаблении пагубного влияния инфляции и спада производства на благосостояние населения, в облегчении его приспособления к радикально меняющимся условиям существования. Социальная политика во многом способствует торможению падения жизненного уровня, зарождению тенденции к повышению покупателей способности всех видов денежных доходов, к расширению потребительского спроса населения.

Все это свидетельствует не об отсутствии положительных результатов социальной политики, но об их недостаточности относительно требующих удовлетворения потребностей населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: