Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция.
Система цен и их классификация.
Сущность цены как экономической категории, ее функции.
Урок 18. Практическая работа №6.
А1 - учитываются непроизводственные расходы, в том числе реализация.
Факторы и пути снижения себестоимости
Экономическая оценка снижения себестоимости продукции ведется по двум направлениям:
1. по видам условно-переменных затрат: экономия материальных ценностей на единицу продукции, сырья, энергии, повышение производительности труда, оптимизации управления и т.д.;
2. по характеру использования ресурсов: совершенствование технологии производства, модернизации оборудования, автоматизация и т.д.
В настоящее время главными факторами снижения себестоимости продукции являются:
· повышение технологического уровня производства;
· улучшение организации производства;
· изменение структуры и объемов производства.
Расчетные формулы себестоимости продукции:
1. Цеховая (затраты по цеху)
2. Производственная (фабричная, заводская)6
ФЗС = С цех * (1+а), где
а – доля общезаводских расходов ( например 5% - доля 0,05)
3. Полная себестоимость:
Спол = ФЗС * (1 + а1), где
Полная себестоимость продукции определяется как сумма всех затрат по производству и сбыту продукции.
4. Общая формула расчета себестоимости на единицу продукции:
С = сумма затрат / количество продукции
Единый социальный налог (ЕСН) считывается от фонда заработной платы (26%):
- федеральный пенсионный фонд – 6%
- обязательный пенсионный фонд – 14%
- социальное страхование – 2,9%
- федеральное медицинское страхование – 1,1%
- территориальное медицинское страхование – 2%
Налог на добавленную стоимость (НДС) определяется как произведение ставки налога на стоимость реализованной продукции, минус стоимость материальных затрат.
Налог на прибыль (2004г.) – 24% - это произведение ставки налога на величину налогооблагаемой прибыли, т.е. за вычетом скидок, льгот из балансовой прибыли.
Тема: Расчет себестоимости.
Урок 19. Тема 4.2: Ценообразование в рыночной экономике.
ЦЕНА – денежное выражение стоимости единицы товара, услуги или
ЦЕНА – сумма денег, которую покупатель готов отдать продавцу за единицу товара по взаимной договоренности.
В условиях рыночной экономики роль цены резко возрастает, т.к. от ее уровня зависит:
· величина прибыли;
· конкурентоспособность организации и ее продукции;
· финансовая устойчивость предприятия.
Цена, как экономическая категория, выполняет ряд важнейших функций:
1. учетная – отражает затраты на выпуск и реализацию продукции, размер прибыли;
2. сбалансирования – цена осуществляет равновесие спроса и предложения, определяет рыночную цену;
3. стимулирующая – развитие, ускорение НТП, повышение качества продукции, дифференцирование цен на определенные продукты.
4. распределительная - через ценообразование государство распределяет национальный доход между отраслями, секторами и т.д.
2.Система цен и их классификация
В хозяйственной деятельности выделяют три основные группы цен:
1. Свободные – договорные. Они складываются под влиянием спроса и предложения рынка. Степень их свободы зависит от регулирующего действия государства, которое контролирует ценовую дискриминацию, некачественную продукцию, демпинг (продажа товара по сниженным ценам с целью прорыва на рынок, в том числе мировой.
ДЕМПИНГ – антирыночное явление, завуалирование, субсидирование экспорта.
2. Государственные (регулируемые, фиксированные). Они формируются под действием спроса и предложения, но испытывают воздействие государства. Данные цены устанавливаются на базовые категории отраслей (нефтегазовые, угольная, энергетическая, хлеб, продукты молочной промышленности, оборона и т.д.).
3. Мировые – цены экспортно-импортных операций. Определяются от вида товара:
· сырьевые по странам импортерам или экспортеров;
· готовые товары по ценам ведущих фирм, биржам, аукционам и т.д.
Мировые цены устанавливаются в свободно-конвертируемой валюте (обмениваются свободно на любую иностранную валюту).
В торговом обращении цены подразделяются на:
· оптовые. Оптовая цена предприятия может быть с НДС (НДС+акциз). Она должна включать, возмещать издержки производства и реализации, получая прибыль для решения экономических задач предприятия. Оптовая цена, как правило, ведется отпуском больших партий.
Цопт = ИЗ + П, где
ИЗ – издержки
П – прибыль
Цопт = Спол + П, где
С пол – полная себестоимость
Цопт = Спол * (1 + Rс), где
Rс – коэффициент рентабельности по себестоимости
Цопт = С пол + П + НДС + акциз
Оптовая цена для промышленности еще включает посреднические надбавки (издержки обращения, прибыль посредника, НДС).
Цопт (пром) = tопт. Предприятия + Ио.о. + По.о., где
Ио.о. – посреднические надбавки оптовой организации (НДС, акциз)
По.о. – прибыль оптовых организаций
· розничные цены – цены через торговую сеть, небольшими партиями. Она растет за счет торговой надбавки: издержки обращения розничного продавца и прибыль розничного продавца + НДС и акциз.
Црозн = Цопт + Ио.о. + По.о. + Иото + Пто, где
Иото – здержки торговых организаций
Пто – прибыль торговой организации