Сущность цены как экономической категории, ее функции

Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция.

Система цен и их классификация.

Сущность цены как экономической категории, ее функции.

Урок 18. Практическая работа №6.

А1 - учитываются непроизводственные расходы, в том числе реализация.

Факторы и пути снижения себестоимости

Экономическая оценка снижения себестоимости продукции ведется по двум направлениям:

1. по видам условно-переменных затрат: экономия материальных ценностей на единицу продукции, сырья, энергии, повышение производительности труда, оптимизации управления и т.д.;

2. по характеру использования ресурсов: совершенствование технологии производства, модернизации оборудования, автоматизация и т.д.

В настоящее время главными факторами снижения себестоимости продукции являются:

· повышение технологического уровня производства;

· улучшение организации производства;

· изменение структуры и объемов производства.

Расчетные формулы себестоимости продукции:

1. Цеховая (затраты по цеху)

2. Производственная (фабричная, заводская)6

ФЗС = С цех * (1+а), где

а – доля общезаводских расходов ( например 5% - доля 0,05)

3. Полная себестоимость:

Спол = ФЗС * (1 + а1), где

Полная себестоимость продукции определяется как сумма всех затрат по производству и сбыту продукции.

4. Общая формула расчета себестоимости на единицу продукции:

С = сумма затрат / количество продукции

Единый социальный налог (ЕСН) считывается от фонда заработной платы (26%):

- федеральный пенсионный фонд – 6%

- обязательный пенсионный фонд – 14%

- социальное страхование – 2,9%

- федеральное медицинское страхование – 1,1%

- территориальное медицинское страхование – 2%

Налог на добавленную стоимость (НДС) определяется как произведение ставки налога на стоимость реализованной продукции, минус стоимость материальных затрат.

Налог на прибыль (2004г.) – 24% - это произведение ставки налога на величину налогооблагаемой прибыли, т.е. за вычетом скидок, льгот из балансовой прибыли.

Тема: Расчет себестоимости.

Урок 19. Тема 4.2: Ценообразование в рыночной экономике.

ЦЕНА – денежное выражение стоимости единицы товара, услуги или

ЦЕНА – сумма денег, которую покупатель готов отдать продавцу за единицу товара по взаимной договоренности.

В условиях рыночной экономики роль цены резко возрастает, т.к. от ее уровня зависит:

· величина прибыли;

· конкурентоспособность организации и ее продукции;

· финансовая устойчивость предприятия.

Цена, как экономическая категория, выполняет ряд важнейших функций:

1. учетная – отражает затраты на выпуск и реализацию продукции, размер прибыли;

2. сбалансирования – цена осуществляет равновесие спроса и предложения, определяет рыночную цену;

3. стимулирующая – развитие, ускорение НТП, повышение качества продукции, дифференцирование цен на определенные продукты.

4. распределительная - через ценообразование государство распределяет национальный доход между отраслями, секторами и т.д.

2.Система цен и их классификация

В хозяйственной деятельности выделяют три основные группы цен:

1. Свободные – договорные. Они складываются под влиянием спроса и предложения рынка. Степень их свободы зависит от регулирующего действия государства, которое контролирует ценовую дискриминацию, некачественную продукцию, демпинг (продажа товара по сниженным ценам с целью прорыва на рынок, в том числе мировой.

ДЕМПИНГ – антирыночное явление, завуалирование, субсидирование экспорта.

2. Государственные (регулируемые, фиксированные). Они формируются под действием спроса и предложения, но испытывают воздействие государства. Данные цены устанавливаются на базовые категории отраслей (нефтегазовые, угольная, энергетическая, хлеб, продукты молочной промышленности, оборона и т.д.).

3. Мировые – цены экспортно-импортных операций. Определяются от вида товара:

· сырьевые по странам импортерам или экспортеров;

· готовые товары по ценам ведущих фирм, биржам, аукционам и т.д.

Мировые цены устанавливаются в свободно-конвертируемой валюте (обмениваются свободно на любую иностранную валюту).

В торговом обращении цены подразделяются на:

· оптовые. Оптовая цена предприятия может быть с НДС (НДС+акциз). Она должна включать, возмещать издержки производства и реализации, получая прибыль для решения экономических задач предприятия. Оптовая цена, как правило, ведется отпуском больших партий.

Цопт = ИЗ + П, где

ИЗ – издержки

П – прибыль

Цопт = Спол + П, где

С пол – полная себестоимость

Цопт = Спол * (1 + Rс), где

Rс – коэффициент рентабельности по себестоимости

Цопт = С пол + П + НДС + акциз

Оптовая цена для промышленности еще включает посреднические надбавки (издержки обращения, прибыль посредника, НДС).

Цопт (пром) = tопт. Предприятия + Ио.о. + По.о., где

Ио.о. – посреднические надбавки оптовой организации (НДС, акциз)

По.о. – прибыль оптовых организаций

· розничные цены – цены через торговую сеть, небольшими партиями. Она растет за счет торговой надбавки: издержки обращения розничного продавца и прибыль розничного продавца + НДС и акциз.

Црозн = Цопт + Ио.о. + По.о. + Иото + Пто, где

Иото – здержки торговых организаций

Пто – прибыль торговой организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: