Государственные и международные стандарты и системы качества. Система показателей качества продукции

Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции

Качество продукции как экономическая категория

Государственные и международные стандарты и системы качества.

Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции.

КАЧЕСТВО – совокупность свойств, характеристик продукции (услуг) обуславливающих пригодность продукции удовлетворять установленные потребности в соответствии с ее значением.

КАЧЕСТВО – оценка, показывающая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях.

Как экономическая категория качество продукции выполняет следующие функции:

· формирует себестоимость, цену продукции, прибыль, рентабельность деятельности предприятия любой формы собственности;

· характеризует степень удовлетворения потребительской потребности;

· на макроуровне увеличивает экспорт НТП:

· ведет к улучшению имиджа производства у покупателей и к устойчивости финансового положения.

Показатели качества систематизированы и включены в Общероссийский классификатор качества (ОКП) и сформированы в три основные группы:

1. Функциональные показатели:

- назначение для определенных функций (вместимость, водонепроницаемость);
- комплексные функции (калорийность, блочность, трудоемкость, производительность);

- надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.д.

- удобность эксплуатации, использования, учитывают гигиенические свойства удобные для человека;

2. Ресурсосберегающие показатели (технологичность –расход сырья, топлива, энергии, труда, времени).

3. Природоохранные показатели:

- безопасность человека при эксплуатации;

- экологичность, безвредность;

- утилизация, хранение.

Особое место как экономический показатель имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных со сроком службы. Цена продаж обычно меньше цены эксплуатации за срок службы. (Например: продажная цена у грузовика лишь 15%, у бытового холодильника – 10%, у трактора – 25%).

Показатели качества в основном определяют ее конкурентоспособность – свойство удовлетворять потребности потребителя наилучшим способом.

СТАНДАРТ – нормативный документ по стандартизации.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – установление правил, упорядочение правил, характеристик на основе науки, обобщений результатов практики, техники.

Различают следующие стандарты:

· национальные;

· региональные;

· межгосударственные;

· международные.

Международный стандарт принят международной организацией по стандартизации ИСО.

С 1 июля 2003г. вступил в силу федеральный закон «о техническом регулировании». Закон установил сущность понятий: технический регламент, стандарт.

Эти документы устанавливаются федеральными законами РФ и осуществляют контроль за соблюдением требований международных норм.

Закон «о техническом регулировании» направлен на устранение необоснованных препятствий и повышение конкурентоспособности продукции. Он влияет на повышение возможностей вступления в ВТО.

СЕРТИФИКАТ – документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандартов.

На предприятиях широко внедряется система управления качеством продукции – менеджмент качества, которая решает и обеспечивает выпуск высококачественной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: